20 февраля в Александровском зале состоялась премьера оперы А.С. Аренского «Рафаэль» в оригинальной авторской редакции. Оперу публике представили Симфонический оркестр радио «Орфей» (художественный руководитель и главный дирижер - Сергей Кондрашев) и  Академический большой хор «Мастера хорового пения» (художественный руководитель - народный артист РФ  Лев Конторович).

Фотоальбом

Концертное исполнение этого шедевра стало кульминационной точкой первого этапа проекта «Возрождаем наследие русских композиторов», который РГМЦ "Орфей" совместно с компанией «Э.ОН Россия» начали ещё в сентябре прошлого года. Задача – не из лёгких: вдохнуть новую жизнь в нотные партитуры, позволить зазвучать забытым или редкоисполняемым сочинениям русских композиторов. И - что самое главное - включить их в современный культурный контекст. «Рафаэль» был написан в 1894 году для первого Всероссийского съезда художников и по случаю открытия Третьяковской галереи. В рамках проекта был восстановлен оригинальный замысел композитора, по которому партию Рафаэля Санти пела женщина (меццо-сопрано). 

Особенно ценно, что перед концертом слушатели имели уникальную возможность увидеть архивные документы, рассказывающие о жизни и творчестве А.С.Аренского. Эти реликвии бережно хранятся в Музее-заповеднике П.И. Чайковского в Клину (напомним, что архив композитора, включающий рукописи сочинений, был передан в клинский музей женой Аренского спустя 23 года после его смерти).  Однако в день премьеры в Александровском зале была организована выставка, на которой были представлены фотографии, рукописи и письма Антона Степановича. Ведущий научный сотрудник музея-заповедника, доктор искусствоведения Полина Ефимовна Вайдман с увлечением поведала заинтригованным гостям об истории каждого экспоната.

На выставке был также показан отреставрированный в рамках проекта «Возрождаем наследие русских композиторов» «Учебник гармонии» Н.А. Римского-Корсакова. Этот труд был записан под диктовку композитора одним из его учеников. О том, как осуществлялась реставрация, рассказал короткометражный фильм, который был показан перед премьерой «Рафаэля». Кропотливое, сравнимое с ювелирной работой дело требует колоссальных внимания и терпения. Специалисты реставрационной мастерской Российской государственной библиотеки вложили огромный труд в воссоздание этого учебника.

Премьера «Рафаэля» Аренского прошла с огромным успехом – публика горячо приветствовала исполнителей и с интересом слушала возрожденный шедевр. Симфонический оркестр радио «Орфей» играл технически безупречно и художественно ярко. Дирижерский жест Сергея Кондрашева был, как всегда, точен, ясен и четок.

Солисты Агунда Кулаева (Рафаэль, меццо-сопрано), Ольга Ионова (Форнарина, сопрано), Олег Диденко (кардинал Бибиена, бас) и Алексей Татаринцев (певец за сценой, тенор) покорили слушателей своим вокальным мастерством и образной выразительностью. Сложность исполнения концертных оперных версий для вокалистов всегда заключается в том, чтобы суметь донести чувства и переживания своего героя без театральной игры – здесь нет возможности свободно перемещаться по сцене, нет эффектных декораций и смены костюмов. Вся смысловая и художественная нагрузка ложится исключительно на профессиональный уровень исполнителей. Солисты со своими ролями справились блестяще.

От первых нот до заключительных аккордов опера звучала удивительно сбалансированно – оркестр, хор и солисты исполняли свои партии согласованно и чисто. Чудесная музыка оперы никого не оставила равнодушным. «Это Возрождение. Это изумительная музыка», - подчеркивает Сергей Кондрашев

Таким образом, первый шаг проекта «Возрождаем наследие русских композиторов» получился весьма убедительным и впечатляющим. Жаль, что подобного рода начинаний пока не так много. Между тем, их значение трудно переоценить. И это понимают не только профессиональные музыканты. «Язык классической музыки и восстановление шедевров, нотных грамот, книг – это непреходящие ценности и универсальный язык, на котором общаются поколения. Это позволяет нам внести свою небольшую лепту в развитие культуры и устранение информационной несправедливости. Сегодня такие проекты позволяют нам пробросить мостик – чтобы люди не забывали, что на самом деле российская музыка и достояние российских композиторов являются неотъемлемой частью европейского культурного контекста. Реализация таких проектов играет существенную роль в поддержании диалога культур», - уверен Максим Широков, генеральный директор компании «Э.ОН Россия».