3 и 4 февраля оперу «Альтист Данилов» Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского покажет в честь грядущего юбилея композитора, народного артиста России Александра Чайковского. 3 февраля в спектакле принимает участие народный артист СССР Юрий Башмет (альт).

«Альтист Данилов» написан в 2011-2012 гг. специально для Камерного музыкального театра. Это эксклюзивный проект, в котором сошлись сразу несколько знаковых фигур отечественной культуры последних десятилетий: Владимир Орлов, Александр Чайковский и Юрий Башмет, которому композитор посвятил свою оперу.  

В основе оперы лежит одноименный роман Владимира Орлова, который в начале 80-х гг. произвел настоящий фурор. В нем сочетается бытописание московской жизни и фантасмагория, острая социальная сатира и трогательный лиризм. А главной в романе стала тема, необычайно притягательная во все времена: показать демоническое в человеке и человеческое в демоне — не случайно о романе говорят, как о продолжении линии «Мастера и Маргариты» Булгакова. Чайковский выступил автором либретто оперы и сохранил важнейшие линии романа. Он виртуозно сплетает в единую нить острую сатиру и глубокие философские размышления, инфернальные сцены и социальные анекдоты, в которых мелькают сегодняшние «медийные» имена — Дэвид Бэкхем, Пэрис Хилтон и даже сам Юрий Башмет.

«Альтист Данилов» уникален еще и потому, что это рассказ музыканта о своем профессиональном мире. Во-первых, в центре сочинения — оркестр, особый творческий «организм», обладающий, по мнению Чайковского, неповторимой спецификой, которую он прекрасно знает и понимает. Во-вторых, альт является одним из любимых инструментов Чайковского. Долгий творческий союз связывает композитора с Юрием Башметом, для которого написаны Второй альтовый концерт, Баллада для альта с оркестром «Гарольд в России», Четвертая симфония с альтом. Кроме прочего, «Альтист Данилов» — это еще и размышление о сути творчества и о месте человека в музыкальном искусстве.

Михаил Кисляров и сценограф Виктор Вольский предложили совершенно новое и неожиданное решение сценического пространства, где зрительный зал, сцена и оркестр в буквальном смысле поменяются местами. Но в этом заключена одна из главных идей и романа Орлова, и оперы Чайковского — перевернутое пространство, в котором существует Данилов.

 

/фото предоставлено пресс-службой театра/

Вернуться к списку новостей