Вчера на Новой сцене Большого театра прошел третий тур (по совместительству являющийся и гала-концертом – распространенная практика в наше время) юбилейного вокального конкурса итальянской оперы «Competizione dell’Opera». На суд взыскательного жюри, в которое входят известные оперные режиссеры и дирижеры, директора оперных театров и оперные агенты (около тридцати человек – беспрецедентно представительный состав!) под председательством музыкального руководителя Большого театра маэстро Тугана Сохиева, было представлено искусство двенадцати молодых певцов – финалистов конкурса.

В праздничной атмосфере, при стечении значимых персон музыкального мира российской столицы, в сопровождении оркестра Большого театра, за пультом которого стоял темпераментный «итальянец в России» маэстро Фабио Мастранджело, «дюжина смелых и удачливых» демонстрировала свое искусство. Каждый финалист исполнил по одной большой итальянской арии, в которую вложил, без преувеличения, все свое мастерство и богатую палитру эмоций. Ответственно можно утверждать, что все финалисты демонстрировали весьма высокий исполнительский уровень и в целом вечер в Большом театре оказался очень качественным вокальным концертом, где молодежь предъявляла и красоту и силу голосов, и понимание стилей, и незаурядный артистизм. Про большинство выступавших можно смело сказать, что это уже вполне сложившиеся артистические личности, со своим почерком, характерными особенностями, стилем и манерой держаться на сцене.

Представительному жюри выбрать лучших оказалось совсем не просто – когда есть очевидные лидеры и аутсайдеры, итоговое решение предсказуемо и вынести его не сложно, но когда певцы один лучше другого – тут уже работа ювелирная, приходится учитывать все в комплексе и выискивать мельчайших «блошек» в исполнении. Наверно поэтому финальный вердикт не кажется столь однозначным: его не назовешь несправедливым, но определенно, что в этот раз было слишком много тех, кого не оценили по достоинству. Впрочем, конкурс – всегда есть конкурс: невозможно угодить всем. И хорошо, что есть выбор!

Первую премию получила москвичка Елена Безгодкова, решившая удивить жюри и публику отчаянным выбором – сложнейшей арией «Suicido» из «Джоконды» Понкьелли. Видимо, смелость финалистки сыграла решающее значение: эту арию (как и саму партию героини в целом) решаются петь немногие сопрано в виду огромных тесситурных сложностей и драматической насыщенности. Безгодкова вполне справилась с эверестами и пропастями этой исповедальной арии отчаяния, представив интересный, законченный образ страдающей героини, хотя нельзя сказать, что тембр ее голоса уникален и безупречно красив.

Вторую премию завоевала солистка Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Дарья Терехова, одновременно технично и проникновенно исполнившая арию Амины «Ah! Non credea mirati» из «Сомнамбулы» Беллини. Ей удалось мастерски спеть как томительную элегию экспозиционной части, так и виртуозные пассажи кабалетты. Что свидетельствует о том ,что молодой артистке подвластны самые разные краски и способы художественного высказывания.

Бронзовым призером оказался корейский тенор Хиюньяй Ли, явившийся перед московской публикой Доном Оттавио из моцартовского «Дон Жуана» с хитовой арией «Il mio tesoro». Его безусловно выделанный, техничный тенор – идеален для лирических партий в операх зальцбургского гения, как и у многих азиатов вообще технологичность его звуковедения вызывает искренний восторг, хотя в собственно тембре голоса не много индивидуального, запоминающегося с первого звука.

Специальный приз самому молодому участнику конкурса вручили иркутянину Глебу Перязеву. Его Банко из вериевского «Макбета» (знаменитая ария «Studia il passo... Come dal ciel precipita») порадовал культурой звука, его ровностью и искренними, нефальшивыми эмоциями, что для не слишком опытного артиста – большое достижение.

Однако, стоит сказать несколько слов и о тех, кто не удостоился на этот раз наград, или, по крайней мере, о некоторых, наиболее запомнившихся.

Фантастически царственно, по-примадонски (что и требуется в этом монологе) исполнила арию Адриенны Лекуврёр из одноименной оперы Чилеа «Io son lúmile ancella» москвичка Анастасия Щёголева. Быть может, тембр ее голоса не поражает гедонистической красотой, но выразительность и эмоциональная наполненность представленной арии оказались на высоте.

Необыкновенно теплый, трепетный звук и буквально море обаяния явила екатеринбурженка Ольга Тенякова в игривой арии Сюзанны «Deh vieni, non tardar» из «Свадьбы Фигаро» Моцарта. Гибкая вокальная линия, обертоновые переливы в сочетании с изяществом и кокетством сделали ее юную героиню незабываемой и очень естественной.

Фаворитом публики оказался грузинский бас Сулхан Джаяни со знаменитой арией короля Филиппа «Ella giammai m’amo...» из вердиевского «Дон Карлоса»: его мощное пение, яркий и тембрально богатейший звук, конечно, привлекают внимание и дорогого стоят. К сожалению, всю глубину сложнейшей психологической сцены-арии певцу передать не удалось – форма исповедального монолога разваливалась, а он более был увлечен собственно вокалом, исполнение не отличалось нюансовым разнообразием и нельзя сказать, что было идеально с точки зрения интонации. Но сам по себе богатый материал Джаяни, конечно, ценность и производит немалое впечатление.

Совершенно феерическое впечатление оставила единственная меццо финала москвичка Мария Остроухова, спевшая знаменитое ларго Ксеркса «Frondi tenere... Ombra mai fu» из одноименной оперы Генделя. Сочный, густой, яркий, но очень культурный голос, умная подача звука, в котором в каждый момент соблюдено чувство меры, необычайная пластичность звуковедения сделали запетый шлягер подлинным бриллиантом вечера. Сегодня этот репертуар все чаще отдают на откуп контратенорам, фаворитам эпохи постмодерна, с их бледноватым звучанием – как же отрадно было услышать в барочной музыке полноценный, красивый голос, которому подвластна передача богатой палитры эмоций!

Невозможно пройти и мимо арии Недды «Qual fiamma avea nel guardo» из «Паяцев» Леонкавалло в прочтении американки Шелли Джексон. Ее пение, само по себе прекрасное, манкое, выразительное, отличала необыкновенная вокальная свобода (качество, при всей техничности и красоте голосов, присущее далеко не всем из участников) – состояние, когда певец поет, «как дышит», когда уже совершенно нет внимания слушателей к каким-то вокальным сложностям и тому как именно певец их будет преодолевать. Это уже та грань и степень мастерства, которая позволяет заниматься искусством как таковым – без оглядок на технические вопросы, вольно и эмоционально насыщенно.

Праздник итальянской оперы, в двадцатый раз уже устраиваемый его бессменным организатором, известным продюсером, художественным руководителем концертного зала Брукнерхаус, режиссёром, профессором Хансом-Йоахимом Фраем, безусловно, состоялся и подарил Москве незабываемые музыкальные впечатления.

Александр Матусевич

Вернуться к списку новостей