«Не важно, кого ты побеждаешь, важно, когда ты побеждаешь себя», - Александр Митта.

20 сентября в Московском театрально-концертном центре Павла Слободкина был представлен очередной концерт-встреча в рамках проекта «Грани культуры». В каждом мероприятии этого проекта с аудиторией встречаются знаковые персоны отечественной культуры, люди, которые являются гордостью профессии, чье мнение является наиболее авторитетным, чье слово весомо и аргументировано.

Выступающие, каждый в своей области, представляют не традиционный творческий вечер, а осуществляют авторскую образовательную программу, проводят уникальную беседу, посвященную определенному жанру искусства, явлениям культуры, включенным в исторический контекст.

В этот воскресный вечер такую беседу провёл Народный артист Российской Федерации, кинорежиссёр, сценарист, актёр, Александр Наумович Митта.

Без долгих вступлений Александр Митта сразу перешёл к основной теме своего выступления, теме «продвинутого зрителя». Начал свой разговор режиссёр с современного состояния киноиндустрии, захваченной массмаркетом, сериалами, которые сейчас можно посмотреть на любом телеканале. Была высказана интересная мысль о том, что есть сериал и откуда он вышел. А. Дюма писал свои фельетоны и публиковал их в журналах, в то время как его читатели ждали каждый новый выпуск, ждали продолжения. И именно из этих фельетонов вырос большой остросюжетный приключенческий роман «Три мушкетёра».Точно так же, на этом желании публики, чтобы повествование было продолжено, и построены современные сериалы. Александр Митта считает, что этот жанр со временем претерпел значительные изменения, многие из сериалов могут быть отнесены к серьезному, настоящему кино, в жанре работают высокопрофессиональные драматурги и режиссеры.

Вечера проекта «Грани культуры» имеют существенное отличие от традиционных творческих встреч. Непременным участником является камерный оркестр Центра Павла Слободкина. Специально разработанная музыкальная программа позволяет более глубоко погрузиться в обсуждаемую тему, период, явление. Так произошло и в этот вечер.

Зал наполнился музыкой. Оркестр Павла Слободкина под управлением дирижера Арифа Дадашева исполнил «Маленький триптих» Георгия Свиридова, музыку. Которая по мнению Александра Митты, продолжает рахманиновские традиции.

Непринужденный, почти дружеский разговор предложил режиссер своей аудитории. Не лекцию о кино и смежной индустрии, а истории об интересных моментах жизни, перекликающиеся с профессиональной деятельностью и, конечно, с музыкой. Режиссёр рассказывал о своей встрече со Стивеном Спилбергом, о своей работе в Англии и в Голливуде, Особое место занял разговор о композиторе Альфреде Шнитке. Говоря об Альфреде Гарриевиче, Александр Митта затронул очень интересную тему. Он назвал лучшие советские фильмы «филармоническим» кино, причем имея в виду не только тот факт, что выдающиеся академические, филармонические композиторы работали в жанре киномузыки. Слово «филармонический» в устах Александра Митты прозвучало как обозначение высоты жанра. Режиссер отметил интересное отличие «голливудской» музыки от той, что звучала в советском кино. В продукции Голливуда музыка усиливает или конфликт, или эмоциональное восприятие сцены. В «филармоническом» кино мир очень во многом создается именно музыкой. Ярчайшими иллюстрациями сказанному послужили фрагменты из фильмов «Спорт, спорт, спорт» режиссера Элема Климова и из фильма самого Митты «Сказ про то, как царь Пётр Арапа женил». «Молодец, Шнитке!» - не сдержал эмоций кто-то из зала. «Молодец? – удивился Митта. – Да гений, вот и все».

В исполнении оркестра прозвучал фрагмент из Concerto Grosso №1 Шнитке – музыка, в основу которой легли темы из киномузыки композитора.

Вернувшись к основной теме своего разговора, Александр Митта говорил о том, что продвинутый зритель всегда играл огромную роль в развитии искусства. Так, плавно с музыки и кино разговор перешёл на искусство в целом. Вместе с залом режиссёр называл картины русских реалистов, которые известны широкой публике благодаря картинной галерее купца Третьякова, который был продвинутым зрителем своего времени. Кто заставил Микеланджело два года расписывать Сикстинскую капеллу? Папа Римский, потребитель искусства. А кто заказал Моцарту его известный всем «Реквием»? Какой-то неизвестный человек, но явно продвинутый зритель. Современному искусству нужен зритель, который обладал бы культурой восприятия, который бы видел искусство со всей его полнотой. Искусство изменчиво, сегодня во многом стало возможным воплощать средствами искусства ранее недопустимое. Важно, чтобы это было сделано именно средствами искусства, тогда даже жестокие или откровенные сцены становятся его фактом. В подтверждение этим своим словам об изменчивости искусства, о его постоянном развитии и метаморфозах, Александр Митта показал отрывки из современных зарубежных кинокартин мюзиклов «Чикаго» и «Весь этот джаз» и исторического фильма Спилберга «Спасти рядового Райана».

«Так кто же он, продвинутый зритель? – подвел итоги разговора Александр Митта. - Тот, кто наблюдает за искусством и помогает ему войти в мир. Это вы, это я».

 Виталия Касактина

Вернуться к списку новостей