Обсуждаем новый законопроект «О культуре» - совместный проект «Парламентской газеты» и радиостанции «Орфей». 

Добрый вечер, дорогие друзья, уважаемые слушатели, мы начинаем нашу программу. У микрофона Диана Берлин. Напомню, что последующие несколько выпусков – суть – это обсуждение  проекта закона «О культуре». Это очень серьезная тема. Мы приглашаем тех людей, которые составляют наше культурное пространство, и говорим с ними на эту очень важную тему. И сегодня у нас в гостях Георгий Исаакян, театральный режиссер, художественный руководитель (до недавнего прошлого, я могу так сказать?) Пермского академического театра оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского, а сегодня – с 2010-го года – руководитель Московского государственного академического детского музыкального театра имени Натальи Сац. 

Здравствуйте!

Георгий Исаакян:  Добрый вечер! 

Я хотела бы поздравить всех нас с  приходом такого талантливого человека в такой нужный нам театр, потому что всё, что связано с детьми, это необычайно важно. Практически – это то, что у нас будет завтра. Вот это наследие Наталья Сац, я практически уверена, что оно в надежных руках, потому что то, что Вам удалось сделать за период пребывания в Перми – Вы и номинант на «Золотую маску», и Дягелевские сезоны, совершенно потрясающие постановки – «Один день Ивана Денисовича», тоже был Ваш спектакль. К сожалению, у нас сегодня не та тема – очень бы хотелось поговорить. Я надеюсь, что Вы к нам ещё обязательно придёте, потому что музыкальный театр это, конечно, тема радио «Орфей». Но сегодня мы говорим на тему, которая и для вас очень важна – новый проект  о нашей культуре. Вы, конечно, читали, вы смотрели, потому что без этого нельзя двигаться дальше.

Я только хочу сказать, прежде чем мы перейдём к этому  обсуждению, что программы эти выходят при непосредственном участии «Парламентской газеты», которая много пишет на эту тему. И если  вы прочитаете очередные номера, вы в этом убедитесь.

Итак, Вам слово, Георгий. Как вы поняли этот проект? 

Георгий Исаакян:  Совсем недавно были общественные слушания, организованные совместно комитетом по культуре Государственной Думы и Торгово-промышленной палаты, как ни странно. Я был в числе приглашенных. Там были  разработчики проекта, там были их оппоненты, разработчики альтернативных версий закона, представители сферы искусства и культуры и общественных организаций и бизнеса. И, мне кажется, был достаточно любопытный разговор, который, наверное, условно можно разделить на две части. Одна тема – это, в принципе, нужен ли такой закон и почему мы так долго и, до недавнего времени, безуспешно пытаемся двигать этот закон. Потому что, если мне не изменяет память, обсуждение его началось более десяти лет назад.

Десять лет некое сообщество людей пыталось продвинуть  в парламенте идею того, что такая страна, как Россия не может существовать, не имея одного из, на наш взгляд, основополагающих законов – закона «О культуре». Странно, что в 2012 году вдруг возникает вопрос, а нужен ли там такой закон.

А кто-то вообще ставит такой вопрос? 

Георгий Исаакян:  Да, к сожалению.  Я думаю, что в нашем обществе есть такая шизофрения, связанная с тем, что очень большое количество людей, причем, даже не простого народа, а людей во власти, людей в элите, отделяют понятие культуры, как ни странно, от общества. Для них культура – это некая отдельная сфера, некая резервация, в которой живут не очень нормальные люди. «И они всё время чего-то хотят и требуют, а мы, вот тут, нормальные – какие-то крохи им сбрасываем. И почему-то они ещё недовольны». И, собственно говоря,  я на этих слушаниях попытался сформулировать эту позицию. Мне кажется, что чем дальше мы эту шизофрению социально будем длить, тем хуже будет ситуация в стране, потому что нам надо наконец объясниться друг с другом – культура, это не есть нечто, существующее отдельно от страны, отдельно от людей, отдельно от общества. Культура – это то, что пронизывает каждую секунду нашей жизни.

Мы сейчас говорим с вами на языке Великой российской культуры, на русском языке. И это одна из основополагающих объединяющих структур России.

Просто, если в стране не будет культуры, не будет  страны. 

Георгий Исаакян:  Общей культуры! И здесь есть вторая очень большая опасность для России: это попытка развести культуру по углам. В углу, условно говоря, не обижая никого – "якутская культура, а вот тут пусть у вас будет русская культура; а там у нас будет татарская культура". Нет такого! Есть общее огромное культурное полотно, в котором нити разного цвета. Да. Нить цвета татарской культуры очень важна и также важна для этого общего ковра, для общего пейзажа, как русская, мордовская,  какая угодно.

Почему мы не можем, как мне кажется, дальше продолжать жить без закона «О культуре». Потому что закон «О культуре», собственно говоря, и должен утвердить это главенство культуры в сшивании этой гигантской страны. Понятие культуры, пронизывающее всё наше общество. Культура не как сфера деятельности неких маргинальных личностей, которым надо уделять ноль, ноль, ноль десятых процента бюджета, и чтобы они там сидели и молчали. А культура – это нечто объединяющее всех граждан этой страны, формирующее некое единое ментальное поле, некое единое поле идей, некое единое поле, извините, национальной мечты, представлений о прошлом и будущем этой страны, формировании неких идеологем. Не может существовать нация без каких-то мыслей о себе!

Конечно. 

Георгий Исаакян:  А мысли о себе может сформировать только это культурное поле.

А что-то для себя лично, как для художественного руководителя Вы нашли в этом проекте? 

Георгий Исаакян:  Структура этого закона, мне кажется, имеет два слоя. Один слой – тот, о котором мы сейчас говорим, а другой – так получилось, и Вы об этом сказали, что я долгие годы своей жизни провёл в российской провинции.

И Вы знаете, что это такое. 

Георгий Исаакян:  Я знаю это по клеточкам. Мало того – поскольку я оперный режиссёр, я много езжу, я ставлю в провинциальных городах, я ставлю в больших городах, в малых городах. Я имею возможность понимать, как живёт большая страна за пределами Садового кольца. Об этом мы тоже говорили и с разработчиками закона, и с коллегами, и с партнерами из разных сфер деятельности. Одна из принципиальных вещей, которая должна быть, мне кажется, в этом законе – и там есть попытки это сформулировать – это некие минимальные нормы доступа к культуре всех граждан этой страны. Мы не Швейцария, мы не Голландия, где ты сел на машину и доехал до ближайшего крупного города, до оперного театра или до галереи, посмотрел и вернулся спать к себе домой.

Максимум за два часа. 

Георгий Исаакян:  За два – три часа. Когда мы приезжаем с моим бывшим театром, с моим нынешним театром на гастроли в любую европейскую страну, мы понимаем, что публика в зале на три четверти состоит из приезжих из других соседних городов, и даже стран. У нас из Владивостока до Москвы не долететь. И тогда возникает вопрос: мы – граждане  одной страны, мы – граждане одной культуры. Но дети, растущие во Владивостоке, не имеют возможности каждую субботу и воскресенье с родителями, например, в театр Сац. Или в Третьяковскую галерею. И тогда вопрос: а как мы формируем это единое поле?

Мало того – Союз театральных деятелей России проводил несколько лет назад очень серьёзные исследования о том, какова обеспеченность российских провинциальных городов театрами разных типов. И выяснилось, что более половины городов не имеют даже минимального набора театров, концертных залов и галерей. И тогда вопрос: а кого мы растим, кого мы формируем, какое общество мы создаём, если люди не имеют доступа к классической музыке,  потому что то, что транслируется по общефедеральным каналам, достойным продуктом для развития человеческой личности назвать нельзя.

Скорее с точностью до наоборот. 

Георгий Исаакян:  У людей нет ни визуального, ни слухового, ни эмоционального опыта, который делает его современным гражданином современной державы. И, мне кажется, что один из важнейших пунктов этого закона, конечно же – механизмы обеспечения равного доступа граждан страны.

Вот, я живу под Красноярском. И вы напишите в этом проекте «обеспечить то-то и то-то». Как? Как я могу вывести детей? 

Георгий Исаакян:  На самом деле, это должно быть задачей объединенных усилий местной власти и центральной федеральной власти. Сейчас мы вынуждены всё время апеллировать к федеральной власти, поскольку девяносто процентов ресурсов страны – финансовых ресурсов, материальных, каких угодно – сконцентрировано в руках федеральной власти. Если бы большинство налогов оставалось  на местах, мы бы апеллировали тогда больше к местным властям. Но это некая объединенная программа.

Должны происходить самые элементарные вещи. Первое: в зависимости от количества жителей – там есть деление на крупные города, средние города, малые города – это просто юридические термины. В привязке к каждому из типов этих поселений, как теперь это называется, должен быть некий неснижаемый набор учреждений культуры, под которыми мы подразумеваем библиотеки. Которые закрываются сотнями сейчас. Это был предмет моего яростного спора в Перми, когда я присутствовал в Общественной палате и там были слушания на тему закрытия сельских библиотек.  И ужас в том, что, на самом деле, мы всё время говорим о том, что у нас проблема с федеральной властью. Но гораздо большая проблема с местной властью.  

Я тоже так думаю.   

Георгий Исаакян:  С местной властью, которая  презирает место, где она живёт и работает.

Да, и своих людей.  

Георгий Исаакян:  Вот! Мы лучше проведём интернет-линию, и люди будут по Интернету читать это. Да нет же! Людям надо выходить из дому, людям  надо собираться и видеть друг друга, и общаться на какую-то тему. 

И вообще держать в руках эту книгу. 

Георгий Исаакян:  И библиотека – это место, где как раз эта эмоциональная жизнь и создается и формируется. Потому что если этого нет, то зачем мне цепляться за это место?

Конечно, в результате молодежь всеми правдами и неправдами стремится уехать оттуда.

Одна из обязательных норма – это минимальный и неснижаемый набор учреждений культуры разного типа для разных типов городских поселений. 

Вторая история, о которой мы много лет говорим с министерством культуры, много лет апеллируем к Москве, и сейчас здесь я уже веду эти разговоры с точки зрения московского театра – нужно реанимировать гастрольную систему. 

Да.   

Георгий Исаакян:  Это то что всегда «сшивало» страну. Приезд крупного московского или петербургского театра в провинцию – событие, которое потом три, четыре, пять лет вокруг себя эхо оставляет. 

Такая радость была для всех!   

Георгий Исаакян:  По-моему, лет пять назад приезжал  Малый театр в Пермь на десятидневные гастроли. Я уезжал  год назад, люди всё ещё обсуждали эти гастроли. 

Я говорил на этих слушаниях: по идее, театр Петра Наумовича Фоменко на три года надо отправить в путешествие по стране, чтобы люди вспомнили, что такое русский театр. 

Да. 

Георгий Исаакян:  Чтобы люди на «Трех сёстрах» сидели в городе Лысьева, в городе Нижнем Тагиле – просто сидели три часа, захлёбываясь этим потоком искренности, эмоций, человечности, потому что без представления о том, что такое настоящий русский театр невозможно сохранение русского культурного пространства. 

А это как раз Пётр Наумович Фоменко. 

Георгий Исаакян:  Но для этого нужна  разработанная гастрольная политика. Не разовые акции – десант Большого театра на открытие Новосибирского оперного театра! Новосибирский оперный театр уже сам по себе один из крупнейших оперных федеральных театров, и приезд туда Большого театра, конечно, приятное событие. Но, клянусь Богом, оно не оказывает решающего влияния на развитие региона. 

Я понимаю, что Большой театр – это витрина наших достижений для Запада. Но в  ещё большей степени это национальный символ, к которому каждый должен иметь возможность хотя бы раз в жизни прикоснуться.  И если люди в Хабаровске говорят, что им легче слетать в Сеул в оперный театр, нежели доехать до Москвы… 

Это уже основание. 

Георгий Исаакян:  Это уже начало распада страны.  

Конечно.  

Георгий Исаакян:  Мало того. Для провинциальных театров тоже принципиально важно периодически ездить друг к другу, потому что очень часто соседние области не имеют ни малейшего представления о том, что творится. 

Я помню, мы приехали в соседнюю с Пермью область – Кировскую, которая сейчас у всех на устах. Был просто культурный шок. В Кировской области нет оперно-балетного театра, и поэтому приезд туда оперно-балетной труппы и серия спектаклей, причём полнометражных, с полной выкладкой, с симфоническим оркестром, с декорациями – это было некое открытие.

Зал был полон? 

Георгий Исаакян:  Полный зал, всех дни, конечно. Потому что это такое уникальное событие. 

И прямо из области приезжали? И из других областей? 

Георгий Исаакян:  Вот почему я говорю об объединённых усилиях – это невозможно без координации усилий федеральной власти, федеральных министерств и региональных министерств. Потому что иногда, извините, из малых городов до областного центра не доехать. В Пермском крае есть города и посёлки, которые либо в зимнее, либо в летнее время, в зависимости от того, где они находятся, вообще отсекаются от внешнего мира.

И третья история – обеспечение доступа граждан страны в крупные культурные центры. И это тоже невозможно без усилий местной и федеральной власти. 

Мне рассказывали замечательную историю, но это делается частными компаниями на корпоративные деньги,  когда то ли дети работников Газпрома,  то ли дети работников Норникеля – собирают детей вахтовиков, свозят их куда-то, где есть аэродром, сажают их на самолёт. Они летят на спектакль, проводят там день – гуляют, ходят на выставки. Вечером самолёт обратно. И их развозят… 

Но это театр для избранных. 

Георгий Исаакян:  Он будет театром для избранных, пока не будет системы, которая должна быть прописана. Конечно, она не может быть внутри закона. Скорее всего, это сопровождающие его, что называется, подзаконные акты. 

Или то что будет из него выходить. 

Георгий Исаакян:  То что должно из идеологии закона вытекать: мы все – равные граждане этой страны, мы все налогоплательщики. И, соответственно, извините, театр имени Натальи Ильиничны Сац  в равной степени содержится как налогами москвичей, которые имеют доступ – хоть каждый день ходите в него, так и  жителей Якутска. 

Конечно. 

Георгий Исаакян:  Значит, либо театр Сац должен приехать – и у нас в этом году был потрясающий на эту тему опыт. Мы участвовали в театральном фестивале в Южно-Сахалинске. И  я должен сказать, что это был фантастический опыт и для местной публики. Потому что они – многие – и впервые видели классический русский балет. Но это был и фантастический опыт для театра. Пролететь девять часов и всё еще оставаться в  своей стране – это, в общем, эмоционально! И встречать вот эти абсолютно восторженные лица, изголодавшиеся по эмоциям, по встречам, по красоте. Очень часто, встречаясь с такой сытой и закормленной публикой, перестаём понимать, чем мы занимаемся. И вот встреча с настоящим наивным зрителем – это, конечно, совершенно феноменально. 

История, например, мастер-класса для малышей, учащихся в школах искусств…

Это всё тоже вы делаете, да? 

Георгий Исаакян:  Да. Это всё. Либо мы из крупных городов должны иметь возможность, значит, чаще приезжать в те места. 

Либо ездить к ним. Конечно. 

Георгий Исаакян:  Либо граждане страны  должны иметь какие-то «паспорта культуры», дисконтные карты – что-то, позволяющее им долететь, поселиться, сходить и вернуться к себе.

Мы обсуждаем новый закон «О культуре» вместе с художественным руководителем музыкального театра Натальи Ильиничны Сац Георгием Исаакяном. Я только хочу сказать – но просто как бы к слову. Не могу не сказать, что у меня такое ощущение, что ваш театр сейчас переживает второе рождение. У вас работает Андрис Лиепа, Владимир Васильев – кто ещё? 

Георгий Исаакян:  Дмитрий Бертман. 

Дмитрий Бертман! Любимый Дмитрий Бертман.  Вы счастливые люди!  Ходите в этот театр!  Может, он внутри ещё немножко изменится? Да?

Георгий Исаакян:  Мы затеяли глобальную реконструкцию и ремонт.

Только не трогайте эту комнату! Вот эту малахитовую.

Георгий Исаакян:  Нет. Это достояние страны – Палехская комната. Мы должны, думаю, придумать некое превращение в её в настоящий музей. Это уникальные панно, существующие в единственном экземпляре – такое величины палехских поверхностей нет больше нигде в мире. Это уникальный музей русского искусства.

Очень многие функции, которые по недопониманию брало на себя то самое плохое Советское государство, о котором мы сейчас так любим осуждать – сейчас  эти функции не берёт на себя никто. И к нам приходит публика гораздо хуже образованная, нежели та, которая приходила во времена Натальи Ильиничны Сац.

Конечно. 

Георгий Исаакян:  Гораздо менее подготовленная, гораздо менее готовая к хорошей литературе, к хорошей музыке, к хорошим художникам. И мы сейчас затеяли такую разработку программ образования внутри театра.

И вот это потрясающе! 

Георгий Исаакян:  В том числе у нас открылась в прошлом году детская студия, где порядка шестидесяти детей каждую неделю получают уроки танца, сценического движения, мастерства актёра.

Прошу прощения, где вы берёте деньги?

Георгий Исаакян:  Мы это делаем бесплатно за счёт бюджета театра. 

За счёт бюджета театра? 

Георгий Исаакян:  Да. Мы  понимаем, что если мы не будем это делать, за нас это никто не будет это делать. И мы хотим открыть такую серию образовательных аттракционов в фойе театра, чтобы приход в театр бы не только впечатлениями, связанными с самим спектаклем, но чтобы и дети, и чтобы, что греха таить – их родители…

Начнём всё-таки с родителей. 

Георгий Исаакян:  С родителей – и я об этом всё время говорю. Мы пеняем на детей, забывая  о том, что родители, к сожалению, ещё хуже образованы – чтобы они вместе семьями, которые к нам приходят, имели возможность узнать что-то об истории классической музыки, что-то об истории театра, что-то об истории вокала, танца. Я думаю, что где-то в течение этого года аттракционы уже начнут работать.

И мы обновляем новый малый зал, который тоже будет средоточием и образовательных программ, и спектаклей для самых маленьких, и спектаклей для подростков, и камерных концертов, связанных и со старинной музыкой, и с современной музыкой - все эти витамины роста, заложенные Натальей  Ильиничной в этот театр. Например, мы возродили традицию симфонических концертов, которые были ещё при Наталье Ильиничне, потом на многие годы были забыты. И у нас за год на сцене  вместе с нашим симфоническим оркестром уже выступили такие потрясающие артисты, как Георгий Тараторкин, Ирина Муравьева, Полина Кутепова, Александр Филиппенко,  Сергей Жигунов. Эта модерация  симфонической музыки через рассказ оказывается тоже потрясающим мостиком к аудитории.  

Вопрос только в том, что это не должно быть проблемой театра. Это должно быть, вообще-то, государственной заботой.

А можно ли считать, что проект нового закона как раз и приведёт  нас  к этому? Есть надежда? 

Георгий Исаакян:  Во всяком случае, абсолютно точно этот закон формулирует хотя бы некие основы государственной политики в сфере культуры. Он формулирует, что есть сфера,  являющаяся особой заботой разных уровней государства. В  законе должны быть заложены механизмы, обязательные к исполнению.

Вы знаете, мне вот очень понравилась мысль о гастролях. Действительно, совершенно утерянная область нашей жизни. Всё это было, но вот сейчас этого нет. Означает ли это, что должен быть какой-то орган?

Георгий Исаакян:  Орган существует. Называется он министерство культуры Российской Федерации. На это недостаточно полномочий и недостаточно финансов. Я думаю, что наши коллеги в министерстве с удовольствием бы организовывали в десятки раз более интенсивно гастрольную жизнь, но когда тебе выделяются две копейки на эти гастроли, ты понимаешь, что или ты один раз свозишь крупный театр в Париж, или ты организуешь десяток мелких гастролей  областных театров друг к другу в гости. Всё. 

Мало того, мне кажется, что это достаточно искусственное расчленение  российской культуры на уровни бюджета…

Что значит «на уровни»? 

Георгий Исаакян:  У нас сейчас существует –  что само по себе тоже абсурд – культура муниципального уровня, культура областного уровня, регионального уровня и культура федерального уровня.

А чем отличается та, другая, третья? 

Георгий Исаакян:  Отличается источниками финансирования. Понятно, что самые большие ресурсы у федерального уровня. Далее – регионы, которые оттягивают на себя вторую часть. И муниципалитеты, которые нищенствуют, побираются, потому что такова сейчас наша налоговая система.

То есть проект нового закона предполагает справедливое распределение вот этого бюджета?

Георгий Исаакян:  Дело в том, что проект этого закона не может решить эту проблему,  потому что эта сфера регулируется Налоговым кодексом, Бюджетным кодексом – поэтому этот закон должен идти в комплексе.

Ну, хотя бы он может разбудить?

Георгий Исаакян:  Он должен сформулировать эти задачи. У нас в какую сферу ни ткни – какая-то шизофрения.  Та же самая Государственная Дума, которая принимает и закон «О культуре», и закон «О бюджете».

Нельзя это сразу принять?  

Георгий Исаакян:  Нельзя. 

Чтобы всё работало? 

Георгий Исаакян:  Нельзя. Почему  меня безумно смущают разговоры о том, что «а может, не нужен такой закон»? Ну, существует культура, и существует как-то. 

Вот эти разговоры про «они», популярные среди депутатов – надо чтобы депутаты поняли, что они тоже существуют в лоне российской культуры. И что  если не будет российской культуры, объединяющей эту страну, то обрушится государство, и, соответственно, их кормушка тоже.

Просто закончится. 

Георгий Исаакян:  Да. 

А знаете ли вы, что существует два проекта нового закона о культуре? Один  представлен Общественной палатой,  а другой – Геннадием Петровичем Ивлиевым.

Георгий Исаакян:  Сложная история. С одной стороны, мы всё время говорим о том, что конкуренция – это хорошо.  Что плохо, когда нет альтернативы и  так далее. Но у нас почему-то такая  странная штука, что у нас конкуренция только среди хорошего. Вот, как хорошая идея, так сразу обязательно возникает ещё три – четыре конкурирующие хорошие идеи, которые взаимно уничтожаются. И ничего хорошего в итоге не получается. А как какая-нибудь подлость, то она обязательно безальтернативная. Понимаете?! И она просто «со свистом» проходит все три чтения и утверждается, и вступает в силу – через  день уже никто опомниться не успевает. И меня очень смущает, что долгие годы этот закон готовился, этот проект наконец передан на рассмотрение  комитетов. И в этот момент появляется  альтернативный проект, который позволяет вот тем самым депутатам, которые говорят «они там в культуре пусть разберутся, а потом мы тут посмотрим» - это даёт им возможность ещё на несколько лет отодвинуть принятие этого закона.

Опять-таки – принятие этого закона не самоцель.  Вопрос только в том, что почему-то плохие законы у нас принимаются сразу «на ура» в трех чтениях. А нужный, важный и, в общем,  достаточно хорошо написанный закон – он сейчас будет конкурировать с другим, допускаю, что вполне очень хорошим законом. И вот в этой конкуренции они друг друга уничтожат – к общей радости…

Может быть, наоборот? Лучшее из того и из другого будет взято.

Георгий Исаакян:  Дело в том, что хитрость нашей государственной машины заключается в том, что как только нужно принимать решение о том, чтобы взять лучшее оттуда и отсюда – история возвращается в точку «ноль».

Понятно.

Георгий Исаакян:  Есть такая знаменитая история про реконструкцию Пермского оперного театра, которой никогда не произошло, хотя она обсуждается двадцать два года. И прошло семь архитектурных конкурсов. И каждый раз находилось какое-то альтернативное решение. И каждый раз новый губернатор какой-нибудь говорил – давайте-ка мы посмотрим, может, мы объединим и улучшим; что же вы так?! А потом наступал какой-нибудь кризис, и они говорили: ну нет, сейчас совершенно не ко времени! А вот теперь у нас появились деньги, давайте мы сделаем. – Я подозреваю, что эта попытка улучшить закончить просто тем, что это будет отодвинуто на депутатов следующего созыва. А следующая депутатская партия будет у нас через пять лет только.

Почему-то мне кажется, что этот закон будет принят. 

Георгий Исаакян:  Очень бы хотелось. 

Потому что уже первые лица страны заговорили о необходимости, что культура – это всё-таки не нечто остаточное, что, конечно, внушает надежду. Безусловно.  Поэтому давайте будем надеяться. Давайте хотя бы как можно больше говорить об этом. Капля камень точит!

Георгий Исаакян:  Во всяком случае, я думаю, что приличная и порядочная позиция в данном случае будет говорить об этом законе предметно. Не говорить о том, что, знаете ли, хорошо бы его доработать – вы сначала прочтите и сформулируйте, что вы хотите там доработать!

Вот именно!

Георгий Исаакян:  Потому что «хорошо бы»  - оно не работает.

Конкретные предложения. Вносите!

Георгий Исаакян:  Конечно же, совершенно очевидно, что такая мультикультурная, мультиэтническая гигантская страна соединяющая интересы сотен групп не может существовать, не имея некоего общего представления о том, что есть культура. Вообще-то этот закон государствообращующий и системообразующий для нас.  И чем скорее люди, имеющие отношение к власти это поймут – причем, я сейчас не говорю о кремлёвских чиновниках, говорю о людях, представляющих общество, в первую очередь – о депутатах. Им кажется, что вся культура – это десять имен, которые они знают и которые на экранах центрального телевидения. Нет!

Спасибо Вам огромное. Мы сегодня  обсуждали проект нового закона «О культуре» с художественным руководителем Московского государственного академического детского музыкального театра, всем известного, имени Натальи Ильиничны Сац, лауреатом государственной премии Российской Федерации Георгием Исаакяном. Спасибо Вам большое. Конечно, успехов – самых самых большних. Обязательно придём к вам в театр.

Мы через неделю с вами встречается и продолжим обсуждение нового закона «О культуре». А также читайте в «Парламентской газете», при содействии которой выходит эта программа – газета очень много уделяет этому  внимания, так что, я думаю, вы найдёте в ней много интересного. До встречи через неделю! 

Вернуться к списку новостей