K 100-летию со дня рождения Святослава Теофиловича Рихтера фирма «Мелодия» во главе с генеральным директором Андреем Борисовичем Кричевским представляет, возможно, самый масштабный проект за всю ее полувековую историю.

Имя Святослава Рихтера золотыми буквами вписано в историю музыки. Он был не просто «больше, чем пианист», даже больше, чем музыкант... Обладая композиторским, дирижерским, художественным, режиссерским и артистическим талантами, владея широчайшими познаниями в литературе, искусстве и философии, он железной волей обратил все свои дарования на службу пианистическому искусству. «Художник планетарного масштаба» (как писал один из критиков), Рихтер был таким во всем – в необъятном репертуаре, который он пополнял вплоть до последних лет жизни, в жреческой исступленности многочасовой репетиционной работы, в географии и количестве выступлений – за 55 лет творческой деятельности более 3500 концертов в 770 географических точках мира! («Он был какой-то бездонный, Рихтер...», – скажет о нем один из выдающихся коллег). Однако, покорив весь мир, он оставался равнодушным к овациям и панегирикам прессы, болезненно переживал каждый замеченный им самим «недочет», а в конце жизни признался журналисту Брюно Монсенжону: «Я себе не нравлюсь».

Разумеется, Святослав Рихтер оставил нам в наследство множество записей – концертных и студийных (хотя первые явно предпочитал вторым). Сотни пластинок и компакт-дисков были изданы отечественными и зарубежными лейблами (первые, еще граммофонные, появились в 1940-е гг., некоторые стали доступны только в нашем столетии).

Впрочем, даже этот объем не отражает ни полного репертуара,ни всей сути рихтеровского искусства – как по-разному звучали у него одни и те же произведения годы спустя (а иногда и на следующий день!).

Фирма «Мелодия» представляет уникальный подарок как для искушенных «знатоков», так и для самого широкого круга любителей музыки – собрание концертных записей Святослава Рихтера на 50-ти дисках!

 

Разумеется, это далеко не полная часть фонографического наследия великого музыканта. Тем не менее, издание содержит множество эксклюзивных, никогда не публиковавшихся ранее записей, которые порадуют даже самых эрудированных ценителей и коллекционеров.

Большинство публикуемых записей – это трансляции с концертных программ, исполненных в Москве в 1962-1983 гг. Особый интерес, однако, представляют:

одна из первых сохранившихся в записи концертных программ Рихтера: последняя соната Ф. Шуберта и «Картинки с выставки» М. Мусоргского (1949 г.);

запись концерта с Ниной Дорлиак в Бухаресте 1958 г.;

записи с домашних репетиций с Ниной Дорлиак.

О необычайной широте музыкальных интересов Рихтера говорит и запись «Прометея» А. Скрябина, где он исполнил «скромную» партию фортепиано в оркестре, или записи ансамблевых концертов И.С. Баха со студентами Московской консерватории.

Возможно, слушателей удивят некоторые «повторы» в издании. Многие сочинения Рихтер играл (и записывал) неоднократно. Некоторые из них позволяют проследить эволюцию творчества пианиста, свидетельствуют о его постоянных внутренних поисках, неудовлетворенности собой (интерпретации «Камерного концерта» Берга с разными исполнителями, Соната No 6 Ф. Шуберта в различных редакциях, Третий концерт Бетховена с интервалом в десять и «Картинки с выставки» – в двадцать лет). Другие прозвучали через сравнительно небольшой промежуток времени (Первая соната Бетховена, Вторая соната Прокофьева), либо и вовсе подряд – с середины 1970-х гг. Рихтер, учитывая все возрастающий интерес публики, нередко повторял (полностью или частично) свои программы. Так, с интервалом в один день были сыграны Концерт No 18 Моцарта, этюды-картины Рахманинова. Чуткое ухо уловит в этих уникальных фонодокументах едва заметные «атмосферные» изменения, отражающие внутреннюю ауру конкретного концерта – ведь каждый из них был для пианиста новым испытанием в бескомпромиссной строгости к самому себе, новой ступенью на пути к Абсолютной Музыке.

Было бы сложно назвать все композиторские имена, представленные в этом издании. Пожалуй, отдельного упоминания заслуживает музыка ХХ века, как отечественная, так и зарубежная: в исполнении Рихтера звучат Соната для фортепиано Мясковского, Скрипичная соната и избранные прелюдии и фуги Шостаковича, а также произведения Хиндемита, Бартока, Бриттена, Берга, Шимановского, Равеля и Дебюсси. Широко представлено фортепианное творчество Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Прокофьева; зафиксированы исполнения ряда сочинений Гайдна, Брамса, Чайковского, Рахманинова и Скрябина, первый том «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха; из редко исполняемых сочинений следует отметить фортепианный концерт А. Дворжака, камерные ансамбли С. Франка.

 

В издании представлены записи многочисленных ансамблевых выступлений Святослава Рихтера – с Давидом Ойстрахом, Мстиславом Ростроповичем, Юрием Башметом, Олегом Каганом, Натальей Гутман, квартетом им. Бородина, струнным квартетом Большого театра СССР, с певицей Ниной Дорлиак и другими музыкантами. В фортепианных концертах Рихтеру аккомпанируют крупнейшие советские дирижеры эпохи – Кирилл Кондрашин, Евгений Светланов и Рудольф Баршай.

 

Вернуться к списку новостей