24 мая ко Дню славянской письменности и культуры «Концертный зал радио “Орфей”» представит произведение Родиона Щедрина «Запечатленный ангел» - русская литургия по Н.С. Лескову на канонические церковно-славянские тексты для смешанного хора a cappella, солистов и свирели (начало в 20.00). Исполнители – Академический Большой хор «Мастера хорового пения» под управлением Льва Конторовича, солисты - Евгения Курова (сопрано), Екатерина Демидова (сопрано), Александра Ржевцева (меццо-сопрано), Андрей Башков (тенор), Екатерина Гребенюкова (флейта). Запись из Большого зала Московской консерватории от 29.04.2015г.

«Запечатленный ангел», как и годом ранее созданная для симфонического оркестра «Стихира» (1987), посвящены тысячелетию крещения Руси.

Литургия «Запечатленный ангел» была написана Щедриным по Н. Лескову на канонические церковно-славянские тексты для смешанного хора а cappella со свирелью (флейтой) в 9 частях. Повесть Лескова «Запечатленный ангел» не служила программой музыки Щедрина, от нее были взяты отдельные элементы: название, образ свирелиста, сюжетный «круговорот очищения». Как отмечает сам композитор, его привлекла в рассказе об иконописце Севастьяне, расписавшем оскверненную сильными мира сего древнюю чудотворную икону, прежде всего, идея нетленности художественной красоты, магической, возвышающей силы искусства.

Это сочинение нередко называют энциклопедией русского хорового письма. Хоровая музыка «Запечатленный ангел» была написана, как заметил Родион Щедрин, по «зову сердца», «как если бы кто-то при этом управлял его рукой». В ней сочетаются мелодика знаменного типа, народная подголосочность, звучный аккордовый склад, краска басов-октавистов, соло мальчика-дисканта, эффект «храмового эха» и имитация колокольного звона.

По отношению к литургии композитор не ставил целью воспроизвести всю ее последовательность, а отобрал лишь ряд текстов (из Обихода, Минеи) с перестановками и сокращениями. Стилистически в музыке использованы принципы русского знаменного распева – плавность пения, «равнинность» мелодии, беспаузность.

Произведение не только стало в ряду первых духовных русских сочинений конца ХХ века, но также явилось первым сочинением Щедрина, имеющим духовную направленность. Монументальный цикл из девяти частей выдержан в духе литургических традиций Александра Гречанинова и Сергея Рахманинова. За это произведение, написанное и впервые исполненное в 1988 году, Родион Щедрин был удостоен в 1992 году Российской Государственной премии.

Вернуться к списку новостей