|
Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга22 июля 2017, 19:00Ансамбль «ДИВЕРТИСМЕНТ» |
П. ЧАЙКОВСКИЙ. «Времена года» (фрагменты).
Астор ПЬЯЦЦОЛЛА . «Времена года в Буэнос-Айресе»
Ансамбль «ДИВЕРТИСМЕНТ»
Художественный руководитель, дирижер и солист –
заслуженный артист России Илья ИОФФ (скрипка)
В июле и августе 2017 года Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» представляет ряд концертов на сцене Санкт-Петербургской академической капеллы.
«Времена года» – одна из «вечных» тем мировой культуры. В музыкальном искусстве она широко трактовалась композиторами разных эпох – от Й. Гайдна, А. Вивальди, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова до А. Пьяццоллы и Дж. Кейджа.
Цикл «Времена года» П. И. Чайковского (1840 – 1893) был сочинён в 1875 – 1876 гг. по заказу известного петербургского издателя Н. М. Бернарда, который обратился к композитору с предложением написать для журнала «Нувеллист» цикл фортепианных пьес, которые публиковались бы ежемесячно и составили бы, таким образом, полный годичный круг. Строго говоря, название «Времена года» в данном случае не совсем точное, поскольку временами года являются весна, лето, осень и зима. Именно так называются четыре концерта А. Вивальди; так же называются четыре части оратории «Времена года» Й. Гайдна. Однако Чайковский по-своему, с присущим ему психологизмом нарисовал годичный круг состояния природы и изменчивых, многообразных чувств человека.
«Времена года» Чайковского стали необычайно популярны не только в оригинальном, фортепианном звучании, но и в инструментальных, оркестровых переложениях.
Астор ПЬЯЦЦОЛЛА (1921 — 1992) — известнейший аргентинский музыкант и композитор итальянского происхождения, родоначальник стиля, получившего название нуэво танго (nuevo tango), чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки.
«Времена года в Буэнос-Айресе» – это четыре танго: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Эта музыка уже давно расслышана нашей публикой и возведена в разряд таких хитов, на которые приходят ради самого названия. Своеобразие его ритмов, гармоний – это отражение композиторского ощущения движения времени.
Композитор смело сочетает латиноамериканские и джазовые мотивы с классической традицией. Итальянские корни Пьяццоллы ярко проявились в цикле «Времена года в Буэнос-Айресе», но периодически возникающая тема вивальдиевской «Грозы» свидетельствует не о простом подражании великому предшественнику, а о преемственности, переведённой на современный музыкальный язык.
Камерный оркестр «Дивертисмент» был создан в 1990 году благодаря энтузиазму профессора Санкт-Петербургской консерватории Е.Комаровой и нескольких ее учеников. Единство музыкантской школы и верность петербургским камерным традициям позволили коллективу сразу заявить о себе сначала в родном городе, а впоследствии и за его пределами.
С 1998 года коллективом руководит Заслуженный артист России скрипач Илья Иофф.
Одновременно с его приходом в «Дивертисмент» оркестр пополнился несколькими великолепными камерными музыкантами, хорошо известными в России. Почти «квартетная» гибкость и ансамблевая мобильность коллектива позволила значительно расширить репертуар, включив в него сложнейшие партитуры всех эпох – от барокко до ХХI века. Важное место в репертуаре «Дивертисмент» занимает русская музыка.
«Дивертисмент» много и успешно сотрудничает с современными русскими композиторами. С.Слонимский, Л.Десятников, Г.Корчмар, Н.Хрущева, П.Карманов, В.Мартынов – вот далеко не полный список авторов, чья музыка звучит в концертных программах коллектива. Не ограничиваясь рамками русской культуры, коллектив стал известен в России как исполнитель сложнейших шедевров западноевропейской музыки различных эпох – от барокко до современных опытов с электроникой и перфомансом. Дивертисмент сотрудничал с такими выдающимися музыкантами, как Гия Канчели, Наталия Гутман, Григорий Соколов, Юлиан Милкис, Алексей Любимов и др.