Афиша: Александр Рамм

Александр Рамм

Санкт-Петербургский Дом музыки

15 июня 2017, 19:00

Виолончелист Александр Рамм выступит в Петербурге

15 июня Санкт-Петербургский Дом музыки приглашает на тёплый июньский «Вечер в Английском зале» сольный концерт лауреата Международного конкурса им. Чайковского виолончелиста Александра Рамма. Партия фортепиано обладательница звания «Лучший концертмейстер» того же конкурса — Анна Одинцова.

Программа, подготовленная Александром, виртуозна и разнообразна. Ядром программы стали масштабная, драматическая, требующая сложившегося ансамбля от исполнителей, Вторая виолончельная соната Брамса и редко исполняемая соната Шопена, в которой он предстаёт «Таинственным, дьяволическим, женственным, мужественным, непонятным, всем понятным трагическим Шопеном», как охарактеризовал его Святослав Рихтер. Сольная виолончель прозвучит в динамичной сонате композитора XX века Золтана Кодая и во Второй сюите Бенджамина Бриттена, посвящённой Мстиславу Ростроповичу.

Александр Рамм (29 лет). Выпускник Московской консерватории (Народной артистки России, профессора Натальи Шаховской) и Берлинской высшей школы музыки им. Эйслера (класс Франса Хелмерсона). Лауреат Международного конкурса  им. Антонио Янигро в Загребе (2012), Международного конкурса Paulo (Финляндия, 2013) и Международного конкурса им. Чайковского (2015).

Концерт в Английском зале — часть гастрольной поездки, в которую также вошли выступления с оркестром на фестивале в Португалии и сольный концерт в престижном австрийском Брукнерхаусе. В недавнем интервью солиста пресс-службе Дома музыки Александр поделился размышлениями о предназначении музыки: «Музыка может смягчать, хоть на время, напряжение в мире, поделиться с каждым человеком частицей гармонии и «поговорить» с ним о надежде и вере».

Александр Рамм родился в 1988 году во Владивостоке, учится музыке начал в Калининграде, в музыкальной школе им. Р. Глиэра. Окончил Московскую консерваторию в классе Народной Артистки России, профессора Натальи Шаховской и Берлинскую высшую школу музыки им. Эйслера (класс Франса Хелмерсона). 

 

Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Испанский виолончелист Пабло Казальс на вопрос, как он достиг совершенства, ответил, что был настолько менее одарен, чем другие, что должен был работать значительно больше – по двенадцать-четырнадцать часов в сутки. Сколько времени посвящаете занятиям Вы?

Александр Рамм: Думаю, что насчёт часов великий маэстро пошутил, ведь столь интенсивные занятия подвергают риску руки. Руки – наш рабочий инструмент, и их надо беречь так, как певцы берегут свой – голосовые связки. И потому мне нравится определение Джордано Бруно «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками — этим органом всех органов». 

Для меня сейчас позаниматься пять-шесть часов – счастье. Но каждый день занятия по два-три часа для меня обязательны. Основная же работа проходит в голове, без инструмента.

СПДМ: Как Вы боролись со страхом сцены, и какие рекомендации можно дать начинающим солистам?

Александр Рамм: В детские годы у меня не было страха, я, скорее, ощущал трепет и подъем от мысли, что буду выходить и играть, делиться эмоциями и получать их от публики в десятикратном размере. Помню, как переживала моя мама во время моего первого выступления в Большом зале Консерватории. Это был дневной, «родительский» концерт, мама даже в зал не пошла, в коридоре за меня волновалась. На ее вопрос, что чувствовал, я ответил: «мама, я сидел на сцене на стуле, на котором играл Ростропович!». Сегодня я не уверен, что был именно тот стул, но тогда меня воодушевляла мысль, что я там, где многократно выступал мой кумир. Обмен эмоциями радует меня и сегодня.

А советовать начинающим я не могу, все очень индивидуально. Мне, например, помогают легкие физические упражнения – несколько раз подпрыгнуть, например, чтобы разогнать кровь и взбодриться. И, конечно, перед концертом не стоит плотно обедать.

СПДМ: Хотели бы Вы в будущем стать педагогом?

Александр Рамм: Иногда я думаю об этом, но пока мне еще рано переводить мысли на практику, хотя я уже сделал необходимые «накопления». Мне очень повезло со всеми моими педагогами – каждый из них вложил в меня самое лучшее. Я помню занятия и методику первой своей учительницы в Калининграде, концертмейстера местного симфонического оркестра Светлану Иванову, которая мне изначально правильно «поставила» руки и влюбила в виолончель. Мои московские педагоги Алексей Селезнёв, Лев Ефграфов, Мария Журавлева вывели меня на профессиональный путь, формировали мой характер в широком смысле слова. Я скорблю о профессоре Московской консерватории Наталии Шаховской. Наш музыкальный мир осиротел невосполнимо. Она навсегда останется для меня примером профессионального и человеческого дара.

СПДМ: Давид Герингас сказал, что «в отличие от пианистов или скрипачей, виолончелисты умеют дружить между собой», они «тащат всю жизнь тяжелый ящик на спине, поэтому чувствуют себя собратьями», они «привыкли разъезжать с компанией». Поддерживаете ли Вы эту мысль?

Александр Рамм: Я согласен с Маэстро. Это организаторы фестивалей, менеджеры и агенты могут проводить математические вычисления, сколько им нужно виолончелистов. Мы же, внутри своего сообщества, знаем особенности своего инструмента, увеличивающего любые транспортные и концертные расходы. Это пианисты не доставляют проблем – им даже оркестр порой не нужен. Поэтому все виолончелисты понимают, что любой сыгранный концерт может стать прекрасным рекламным вложением и в будущее нашего инструмента, и для привлечения новых слушателей. Ведь каждый год в концертных залах появляются люди, для которых виолончельная музыка является «открытием». И, как я мог уже неоднократно убедиться, радостным.

СПДМ: Если бы у Вас была возможность встретиться с великим музыкантом из прошлого, кто бы это был? О чём бы Вы с ним говорили?

Александр Рамм: В первую очередь, я бы хотел встретиться с композиторами, музыка которых, не только виолончельная, является частью моего мира – Шостаковичем, Прокофьевым, Мясковским, Бриттеном. Я бы проверил собственные догадки, ощущения и  попытался получить ответы на свои размышления. Интересно было бы пообщаться с Жаклин Дю Пре, Гербертом фон Караяном, Евгением Мравинским, Марией Юдиной и Артуро Бенедетти Микеланджели. И, конечно, я бы хотел поговорить с Маэстро Мстиславом Ростроповичем.

СПДМ: В молодые годы Мстислав Ростропович пробовал писать музыку. Не было ли у Вас желания  попробовать себя на поприще композитора?

Александр Рамм: Нет, думаю, это тот случай, когда следует поверить опыту Маэстро. Я все ещё жду новых виолончельных концертов от своих ровесников – композиторов. Надеюсь, что такие пишутся, и мне окажут честь их сыграть.

СПДМ: По словам Бетховена, «музыка должна высекать огонь из души человеческой». А в чём Вы видите высшее предназначение музыки?

Александр Рамм: Музыка может объединять поколения, что прекрасно видно в концертных залах России. В каждом городе, где я выступал, много молодых лиц, что очень радует меня и моих коллег. Музыка может смягчать, хоть на время, напряжение в мире, поделиться с каждым человеком частицей гармонии и «поговорить» с ним о надежде и вере. Я убежден, что каждый концерт академической музыки – и я не говорю только о себе – это вклад в очищение мира от «грязи».

 

Польский поэт Циприан Норвид в 19 веке написал такие строки:

«Ты знаешь край, где музыканту в руки

Вплывает мир, раскалывая льдины;

Когда слова бессильней слез и муки,

Слова молчат - а звук и мысль едины!».

 

Поэт, на мой взгляд, точно определил предназначение музыки.





Ноябрь 2010
пн вт ср чт пт сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3