Оркестры и хоры РГМЦ



Симфонический оркестр радио «Орфей»

Важнейшая просветительская миссия коллектива – популяризация музыки современных российских композиторов, многие из которых были представлены на Международном конкурсе «Трибуна современной музыки», проводимом под эгидой ЮНЕСКО.  Руководит коллективом яркий представитель отечественной дирижёрской школы заслуженный артист России Сергей Кондрашев.





Академический Большой концертный оркестр имени Юрия Васильевича Силантьева

Легендарный коллектив, созданный победной весной 1945 года. Гордость оркестра – это репертуар, «золотой фонд» советской эстрадной песни.
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России композитор Александр Клевицкий.




Академический большой хор «Мастера хорового пения»

Название «Мастера хорового пения» было дано коллективу как свидетельство профессионализма, универсальности и высокой исполнительской культуры. Это один из лучших в стране хоров, удостоенный самых высоких наград в России и за рубежом. Гибкость, непревзойденное чувство стиля хор с блеском демонстрирует во время концертов, выступая на ведущих площадках России, Европы, стран Востока...




Академический хор русской песни

Академический хор русской песни – постоянный участник Московского пасхального фестиваля под руководством Валерия Гергиева, Дней славянской письменности на Красной площади. Выступления хора – это всегда яркие сценические шоу с участием танцевальной группы под руководством заслуженной артистки России Людмилы Байковой и оркестра народных инструментов. Художественный руководитель хора – Николай Азаров. Главный хормейстер - Андрей Азовский.


В этом году единственная в стране радиостанция классической музыки празднует юбилей. Корреспондент «Культуры» встретился с генеральным директором Российского государственного музыкального телерадиоцентра и радио «Орфей» Ириной Герасимовой.

культура: «Орфей» родился в судьбоносный 1991-й. 

Герасимова: Если подходить совсем серьезно, то он появился еще в 1960-м, как часть программы музыкальной редакции Всесоюзного радио (получается, что мы с ним ровесники). Но в 1991 году, когда настали новые времена, развернулось бурное реформирование всего и вся, «Орфей» стал самостоятельной государственной радиостанцией. Так что мы сейчас отмечаем четверть века.

культура: 25 лет — срок немалый, по сути, сменилась эпоха. Как «Орфей» реагирует на новые тренды и вызовы? 

Герасимова: Как любое средство массовой информации, стараемся соответствовать времени. Прежде всего это касается технологий: цифровые платформы, присутствие в радиопакете «Триколор ТВ», интернет-вещание, мобильные приложения, различные подкасты — в общем, мы везде, где находится наш слушатель.

культура: Сегодня вновь зазвучала патриотическая тема: «Орфей» как-то отзывается? 

Герасимова: «Орфей» никогда от этой темы и не уходил, поскольку наше классическое наследие, которое мы постоянно пропагандируем, патриотично по определению. Мы говорим: «Чайковский» или «Римский-Корсаков» — подразумеваем «Россия», называя имена Нейгауза, Рихтера, Гилельса, понимаем, что эти фигуры являются лицом страны. Среди героев нашего эфира — современные дирижеры, пианисты, скрипачи, композиторы, певцы. Они известны во всем мире и олицетворяют русское искусство. Классическая музыка понятна без перевода, это язык эмоций, духа. В каждой стране есть радиостанция, продвигающая свою национальную музыкальную культуру, в России такую миссию выполняем мы.

культура: То есть «Орфей» делает акцент на нашу родную музыку и отечественных исполнителей? 

Герасимова: Безусловно. Причем не только с опорой на что-то устоявшееся, признанное. «Орфей» работает с молодежью, музыкальным будущим страны. Мы одни из немногих, кто сотрудничает с современными композиторами. Они на конкурсной основе предоставляют нам партитуры, мы отбираем лучшие. В составе Российского государственного музыкального телерадиоцентра, куда входит и радиостанция «Орфей», имеются два оркестра и два хора, поэтому мы можем записать практически любое произведение академической музыки. Молодой композитор, таким образом, получает шанс и быть услышанным, и осуществить профессиональную высококачественную запись.

культура: Фактически Ваша радиостанция — своего рода филармонический центр… 

Герасимова: Да, и это общемировая практика. Все знают оркестры Би-би-си, Баварского радио, хоры Шведского и Датского радио — это все коллективы при радиостанциях, у которых есть звукозаписывающие студии и великолепные концертные залы. К сожалению, о своем зале мы пока можем лишь мечтать, тем не менее всеми силами стремимся популяризировать отечественную музыку и приобщать к высокому искусству максимально широкий круг слушателей.

культура: Вы очень много делаете для возрождения забытых имен… 

Герасимова: Мы обратили внимание на композиторов, чья деятельность пришлась на непростое время первой половины прошлого века. Запустили проект «Возрождаем наследие русских композиторов». В его рамках обратились к творчеству Антона Аренского и Николая Голованова. Последний особенно любопытен — он известен как великий дирижер, но композиторские опыты Голованова оставались недостаточно востребованными. Мы провели два концерта в Большом театре и Московской консерватории, представив его камерную музыку, симфоническую и хоровую. В этом сезоне герой проекта радиостанции — Александр Мосолов, композитор-авангардист 1920-х. Также занимаемся реставрацией редких нот, что хранятся в нашей библиотеке, доставшейся от Гостелерадио, где уникального и до сих пор малоизвестного материала с избытком.

культура: «Орфей» активно развивает международную деятельность. Насколько эффективна ваша «мягкая сила»?

Герасимова: Она действует, и очень успешно. Мы являемся членом Европейского вещательного союза, в который входят радиостанции из 56 стран. Благодаря этому имеем возможность знакомить зарубежную аудиторию с нашими ярчайшими достижениями и одновременно приобщать россиян к лучшему, что есть сегодня в Европе. Уже не один год мы транслируем спектакли Байройтского фестиваля, концерты Бетховенского фестиваля в Бонне и Шопеновского в Варшаве, оперные постановки ведущих мировых театров и многое-многое другое. В свою очередь наши концертные программы активно ретранслируются европейскими радиостанциями — только за первую половину 2016-го в эфире их прошло 232, это более 300 часов звучания. Надо отметить, что, несмотря ни на какие внешнеполитические осложнения и санкции, интерес к русской музыке, классической и современной, к нашей исполнительской школе постоянно растет.

Еще одно важное и успешное направление работы — участие в премии ICМА (International Classic Music Award) — международном конкурсе звукозаписывающих компаний. Обладателем премии неоднократно становился известный отечественный бренд — фирма «Мелодия». По этой линии мы продвигаем лучших российских музыкантов.

 

Александр Матусевич

 Оригинал статьи