Оркестры и хоры РГМЦ



Симфонический оркестр радио «Орфей»

Важнейшая просветительская миссия коллектива – популяризация музыки современных российских композиторов, многие из которых были представлены на Международном конкурсе «Трибуна современной музыки», проводимом под эгидой ЮНЕСКО.  Руководит коллективом яркий представитель отечественной дирижёрской школы заслуженный артист России Сергей Кондрашев.





Академический Большой концертный оркестр имени Юрия Васильевича Силантьева

Легендарный коллектив, созданный победной весной 1945 года. Гордость оркестра – это репертуар, «золотой фонд» советской эстрадной песни.
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России композитор Александр Клевицкий.




Академический большой хор «Мастера хорового пения»

Название «Мастера хорового пения» было дано коллективу как свидетельство профессионализма, универсальности и высокой исполнительской культуры. Это один из лучших в стране хоров, удостоенный самых высоких наград в России и за рубежом. Гибкость, непревзойденное чувство стиля хор с блеском демонстрирует во время концертов, выступая на ведущих площадках России, Европы, стран Востока...




Академический хор русской песни

Академический хор русской песни – постоянный участник Московского пасхального фестиваля под руководством Валерия Гергиева, Дней славянской письменности на Красной площади. Выступления хора – это всегда яркие сценические шоу с участием танцевальной группы под руководством заслуженной артистки России Людмилы Байковой и оркестра народных инструментов. Художественный руководитель хора – Николай Азаров. Главный хормейстер - Андрей Азовский.


В Москве, городе с репутацией одной из столиц классического балета и перманентного дефицита современного танца, открылся ежегодный фестиваль «Danceinversion». В этом году фестиваль переживает обновление - в число организаторов вместе с инициатором фестиваля - Музыкальным театром Станиславского и Немировича-Данченко вошел Большой театр, а к традиционным площадкам его проведения добавилась самая престижная - сцена Большого, которая предоставлена самым именитым участникам фестиваля.

Среди них - классик современного танца Каролин Карлсон, авторской труппе которой выпала честь выступить на сцене Большого первой. Каролин Карлсон – фигура легендарная, человек мира, точней – человек объединенной Европы: этническая финка, родившаяся в США, но перебравшаяся в Старый свет почти сорок лет назад, Карлсон стала знаковой фигурой европейского современного танца, в первую очередь, французского. В знаменитой Парижской опере она работала на эксклюзивной позиции «звездного балетмейстера» («этуаль-хореограф») на протяжении семи лет. За четыре десятилетия творческой работы в Европе Карлсон сменила множество мест прописки, среди которых был и Финский национальный балет, и знаменитая шведская труппа «Куллберг–балет», и театр «Ла Фениче» в Венеции, руководила секцией танца Венецианского биеннале, но осела все-таки во Франции. Десять последних лет Каролин возглавляла Национальный хореографический центр Рубе Норд-Па-де-Кале, а год назад на базе парижского театра «Шайо» наконец-то создала собственную труппу: компактную (всего семеро танцовщиков), мультикультурную (в труппе представители Италии, Японии, Америки, Франции), мобильную, не отягощенную декорациями, а оснащенную световой, видео и аудиоаппаратурой. На «Danceinversion»-2015 труппа Карлсон привезла свежий, прошлого года балет, с лаконичным названием «Now» («Сейчас»).

Принято делить балетные спектакли (а Карлсон создает именно спектакли) на сюжетные и бессюжетные, отделять балетный (невербальный) театр от драматического (вербального). Театр Карлсон под строгие границы не подведешь, ее постановки не назовешь сюжетными или бессюжетными, они скорей тематические и атмосферные, а внутри танцевальных спектаклей обязательно присутствует слово. Фестивальный спектакль - не исключение. Тема «Now» - тот самый «миг между прошлым и будущим», который и выстраивает жизнь любого человека – когда он делает выбор, принимает решения, действует. Карлсон, представляя свой новый балет, цитирует Далай-ламу: "Есть только два дня, которые ты не можешь изменить: вчера и завтра. Любить, верить, действовать и жить надо сегодня".

Тема улетающего, уходящего, текущего времени, времени действия соединяется с темой сиюминутности жизни сценического танца. Тематика, заявленная в названии спектакля, поддерживается музыкальными иллюстрациями (композитор - Рене Обри, постоянный сотрудник Карлсон) - с тикающим лейтмотивом - и сценографией (видеозадник - главный элемент сценографии спектакля - не один раз "включает" циферблат, то с обратным отсчетом времени, то с бегущей по кругу минутной стрелкой). Синхронный, задаваемый тикающим музыкальным ритмом танец двух женщин в начале балета, метафора суетливости нашего времени, к концу спектакля сменяется метафорой созерцания, когда кажется, время останавливается: женщины, лица которых обращены к небу, стоят на невидимых платформах, которые приводят в движение согбенные мужчины. Трогательная и чуть наивная иллюстративность метода Карлсон парадоксальным образом соединяется с метафизикой, уходом в философские обобщения - вечные истины, на которых строится человеческая жизнь: человек - часть природы, космоса, а его опора - семья, дом, природа.

Танцы Каролин Карлсон трудно назвать затейливыми, они просты, исполняются босиком, танцовщики не выворотны, что ограничивает их технические возможности, в хореографической лексиконе балетмейстера практически нет прыжков, разве что подпрыжки, нет и сложных вращений, но минимализм хореографии искупается энергией исполнителей и сценическим синтезом культур - искусства и поэзии, высокой эстетикой сценографии, светописи, визуальными образами и связывающей их в единое концептуальное пространство режиссурой.

Исполнители, впрочем, не только танцуют, но и говорят, шепчут, кричат, каждый на своем языке, а труппа Карлсон, напомню, интернациональна - для русского зрителя эта многоголосость спектакля важна не столько в смысловом, а скорей в эмоциональном аспекте: вместе с музыкой звуки человеческой речи создают неповторимую атмосферу спектакля.

Сценография - чуть ли не самый важный элемент конструкции спектакля Карлсон: тусклый, черно-белый, будничный, фотовидеозадник к концу спектакля буквально расцветает, а два полотнища, выброшенные с колосников, также объекты световой инсталляции, начинают просвечивать: как прекрасен этот мир, говорит нам спектакль Карлсон, он прекрасен каждый момент, сейчас и только сейчас он прекрасен как никогда.

Людмила Гусева

Автор фото — Patrick Berger.