Вагнер Рихард

Вагнер Рихард

Вагнер Рихард

Великий немецкий композитор Рихард Вагнер — музыкант гениальной одаренности, творчество которого оставило глубочайший след в истории европейского музыкального искусства...

Рождение
22 мая 1813

Кончина
13 февраля 1883

дирижер
композитор

В немецкой музыке послебетховенского времени не было композитора с таким размахом, такими смелыми дерзаниями, титаническими новаторскими замыслами, с такой настойчивостью в борьбе за их осуществление, как Вагнер. Он вошел в историю музыки как реформатор оперного искусства, как создатель музыкальной драмы резко отличающейся от обычной традиционной оперы. Можно сказать, что Рихард Вагнер поделил всю историю мировой оперы — до него и после. 

Композитор был известен своим «полным погружением» в творчество. Работая над операми, Вагнер даже одевался в костюмы, которые соответствовали интересующей его эпохе. По его словам, так он лучше «чувствовал время».

«Тангейзер», «Лоэнгрин», «Летучий голландец», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Парсифаль», монументальное «Колько нибелунга»   самые знаменитые его оперы, а еще он написал симфонические, хоровые, фортепианные произведения, романсы...

Вагнер стал единственным музыкантом за всю историю, который удостоился чести иметь собственный театр, а фестиваль его имени по сей день собирает лучших представителей музыкального искусства. 

Татьяна Клименко 

 


 

Рихард Вагнер (Wilhelm Richard Wagner) — музыкант гениальной одаренности, творчество которого оставило глубочайший след в истории европейского музыкального искусства. В истории мирового музыкального искусства едва ли найдется творческая фигура более противоречивая, чем Вагнер. Противоречия Вагнера отражали противоречия немецкого романтизма, вступившего в позднюю стадию развития. Поэтому вокруг Вагнера и его музыкальной драмы шла ожесточенная борьба. С одной стороны, Вагнер имел многочисленных приверженцев, безраздельно преклонявшихся перед ним не только как перед музыкантом, но и как перед поэтом-драматургом, мыслителем, философом-теоретиком искусства и считавших, что Вагнер, и только он один, повел искусство по истинному пути; с другой стороны, не было недостатка в противниках Вагнера, не только не разделявших его оперно-реформаторских идей, но даже отказывавших ему в композиторском таланте. Конечно, и те и другие были неправы. Наиболее правильную позицию занимали те, которые, воздавая должное гениальному дарованию и мастерству Вагнера, оценивая по достоинству его музыку, видели идейно-художественные противоречия Вагнера и подвергали принципиальной критике его заблуждения в мировоззрении и творчестве.

Вагнер вошел в историю музыки как реформатор оперного искусства, как создатель музыкальной драмы резко отличающейся от обычной традиционной оперы. Настойчиво, с неиссякаемой энергией, с фанатической убежденностью в правоте дела Вагнер проводил в жизнь свои художественные идеи, ведя одновременно борьбу с той оперной рутиной, которая овладела современной ему итальянской и французской оперой. Вагнер восстал против диктатуры певца, не считающейся с драматическим смыслом, против пустой вокальной виртуозности, характерной для многих итальянских опер того времени, против жалкой роли в них оркестра; он восстал также против нагромождения внешних эффектов в «большой» французской (мейерберовской) опере. В критике Вагнером итальянской и французской опер было много одностороннего и несправедливого, но он был прав в борьбе с оперной рутиной, с угодливостью ряда композиторов перед требованиями певцов и дешевыми вкусами буржуазно-аристократической публики.

В гораздо большей мере, чем все европейские композиторы с конца XVII века (времени Флорентийской камераты), Вагнер рассматривал свое искусство как синтез и как способ выражения определенной философской концепции. Ее суть облечена в форму афоризма в следующем пассаже из Художественного произведения будущего: «Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью».