Юдина Мария Вениаминовна

Юдина  Мария  Вениаминовна

Юдина Мария Вениаминовна

Великая пианистка, человек энциклопедических знаний и невероятной энергии.

Рождение
09 сентября 1899

Кончина
19 ноября 1970

исполнитель

Мария Юдина родилась в городке Невель Витебской губернии. От родителей она унаследовала неиссякаемую энергию и страстный темперамент. Девочка рано начала заниматься музыкой, и к шести годам проявила такой талант, что под своё крыло её приняла ученица Антона Рубинштейна Фрида Левинсон. Эта блестящая пианистка не брала учеников и сделала исключение лишь для юной Маши.

Молодость Марии Юдиной пришлась на бурные революционные годы. Она встречает их в самом центре событий, в Петрограде – там девушка поступает в консерваторию. Параллельно она присоединяется к народной милиции, изучает историю и философию, а затем погружается в религию. Духовность для неё становится одним из лейтмотивов. В дневнике она пишет: «Я знаю лишь один путь к Богу – через искусство». 

Вместе с Владимиром Софроницким Мария Юдина становится последней обладательницей почётного звания «Лауреат Петербургской консерватории». Как известно, по завещанию Антона Рубинштейна лучшего выпускника награждали роялем. В 1921 году художественный совет так и не смог выбрать лучшего из двух кандидатов, и обоих пианистов наградили – правда, лишь на бумаге. На следующий год традицию решили отменить. 

Окончив консерваторию, молодая девушка становится преподавателем в альма-матер. Она впервые выступает с оркестром в Петроградской филармонии, и с тех пор концерты становятся для неё неотъемлемой частью жизни. Студенты обожают Юдину. Пианистка появляется за роялем в длинных чёрных платьях с крестом на груди, ходят слухи, что она носит вериги, её исполнение никого не оставляет равнодушным. Приверженность к религии становится одним из поводов к увольнению, но вскоре Юдину приглашают в Московскую консерваторию.

Узнаваемый стиль и масштаб творческого дарования выделяют Марию Юдину среди других пианистов. Её концертные исполнения зачастую не укладываются в привычные рамки. Смелое и свежее прочтение, своеобразные интерпретации – благодаря им её уже при жизни называют одной из лучших исполнительниц музыки Мусоргского, Шостаковича и Баха. Она с любовью играет запрещённые в то время сочинения Игоря Стравинского, знакомит советского слушателя со многими западными композиторами. Юдина становится первой в Советском Союзе исполнительницей сочинений Кароля Шимановского, Пауля Хиндемита и Франка Мартена. Во время концертов она часто читает стихи поэтов-современников, делится размышлениями о духовности и искусстве.

«Слушание музыки не есть удовольствие, – говорила Мария Вениаминовна. – Оно является ответом на грандиозный труд композитора и чрезвычайно ответственный труд художника-исполнителя. Слушание музыки – это познавательный процесс высокого уровня». Что бы она ни играла, её исполнение всегда наполняло особой, свежей энергией даже хорошо известные мелодии.

Марию Юдину справедливо называют человеком Возрождения. Она вошла в историю как гениальный музыкант, человек широчайших знаний и интересов, как уникальная личность со сложным мировоззрением. Она смело отстаивала свои взгляды, с упоением играла для любой публики и щедро раздавала свои гонорары нуждающимся. 

До конца своих дней Мария Юдина хранила тёплую дружбу со своими учениками, для многих работа с ней стала поворотным моментом в творческой жизни. После её ухода в ноябре 1970 года, подруга великой пианистки, Екатерина Крашенникова, написала: «Говорят, беспросветные были годы. Какие же «беспросветные», когда жили и творили в них такие светочи, как Мария Вениаминовна?»

Анна Чичагова


Коротко о Марии Юдиной

Шестилетняя Маша Юдина стала единственной ученицей Фриды Левинсон. Блестящая пианистка, которая училась у Антона Рубинштейна, увидела в девочке такой талант, что сделала исключение из своего правила никогда не брать учеников;

Вместе с Владимиром Софроницким Мария Юдина стала последней обладательницей почётного звания «Лауреат Петербургской консерватории». По завещанию Антона Рубинштейна лучшего выпускника награждали роялем. В 1921 году художественный совет так и не смог выбрать лучшего из двух кандидатов, и обоих пианистов наградили – правда, лишь на бумаге. На следующий год традицию решили отменить;

Мария Юдина была глубоко верующим человеком. Свои гонорары она раздавала нуждающимся, премии отправляла на поддержание храмов, а на концертах часто появлялась в длинном чёрном платье с крестом на груди. За приверженность к религии в 1920-х её уволили из Петербургской консерватории;

У пианистки  был очень широкий круг интересов. Она прекрасно знала историю, обладала литературным даром, вела переписку с философами и поэтами. Часто после концертов Юдина устраивала лекции по истории искусства или просто читала стихи. Однажды ей на пять лет запретили выступать за прочтение со сцены отрывка «Доктора Живаго» Бориса Пастернака;

Для советского слушателя Мария Юдина стала первой исполнительницей музыки многих современных европейских композиторов. Именно она познакомила публику с творчеством  Кароля Шимановского, Пауля Хиндемита, Франка Мартена и Оливье Мессиана.