Уствольская Галина Ивановна

Уствольская  Галина  Ивановна

Уствольская Галина Ивановна

"Музыкой из черной дыры" называла своё творчество Галина Уствольская – композитор оригинальный, со своим собственным образным миром, со своим музыкальным языком...

Рождение
17 июня 1919

Кончина
22 декабря 2006

композитор

Галина Уствольская: музыкальный остров.

Жизнь Галины Уствольской была связана с родным Петербургом. Здесь она родилась, окончила музыкальную школу при Ленинградской консерватории, а затем и саму консерваторию у Дмитрия Шостаковича. Знаменитый учитель высоко ценил творчество своей ученицы и предсказал всемирное признание. Дмитрий Дмитриевич дарил ей рукописи некоторых своих сочинений и интересовался мнением о них, просил совета. В своем Струнном квартете №5 и в Сюите на стихи Микеланджело (№9) Шостакович использовал вторую тему из финала Трио для кларнета, скрипки и фортепиано Уствольской. В одном из писем он ей писал: «не ты находишься под моим влиянием, а я под твоим».

Поначалу произведения Галины Ивановны исполняли. Но после выхода февральского Постановления 1948 года Уствольскую, как и многих других, обвиняют в формализме. Ей приходится создавать доступные произведения «для народа». Она пишет вокальные и инструментальные работы в стиле «соцреализм», создает былину для баса и симфонического оркестра «Сон Степана Разина». Это сочинение два дня подряд открывает сезон Ленинградской филармонии в 1949 году и даже номинируется на Сталинскую премию. Впоследствии она будет настаивать не включать в свой Каталог эти произведения, попытается их уничтожить, а на нескольких «выживших» манускриптах напишет «для денег».

Но другая часть композиторского творчества Галины Уствольской была в изоляции. Дело в том, что она сама не желала участвовать в общественно-политической жизни, а ее творчество было слишком далеко от советских идеалов. Её осуждали за элитарность, узость, жесткость, музыку считали не подходящей для концертных залов. 

С середины 60-х годов к ней уже относятся более терпимо: организовывают авторские вечера, интересуются её музыкой, её словно заново открывают. Уствольская становится культовой фигурой, но пока в пределах Ленинграда и Москвы. 

Подлинное признание Галина Ивановна получает только в конце 1980-х годов. Ее музыка звучит в концертах Holland Festival, благодаря участию нидерландского музыковеда Элмера Шёнбергера. Вскоре появляются международные фестивали музыки Уствольской в Амстердаме, Вене, Берне, Варшаве… Издательство Сикорски приобретает права на публикацию всех ее произведений. Директор этого издательства Ханс-Ульрих Деффек рассказывал в интервью о том, какое впечатление произвела на него музыка Уствольской: «Она существует как остров. Не только в России, но в мире, можно сказать. Поэтому да, трудно сказать к какой школе она принадлежит. Она исключительная фигура».

Уствольская становится лауреатом Гейдельбергской премии за достижения в области искусства, в 1993 году американский биографический институт называет её человеком года. О ней снимают документальные фильмы и пишут книги. И, несмотря на оглушительный успех в мире, Уствольская отклоняет любые предложения эмигрировать. Она жила отшельником и покидала родной город лишь несколько раз, уезжая на зарубежные гастроли.

Галина Уствольская долгое время преподавала – с 1947 по 1977 вела класс композиции в Музыкальном училище имени Римского-Корсакова. Но это не было её любимым и желанным делом, ведь, по словам самой Уствольской, преподавала она «только для того, чтобы прокормиться» и не считала, что воспитала каких-либо известных композиторов, говорила «они воспитывались в консерватории». Однако студенты, по всей видимости, считали иначе. Известен факт, когда Галину Ивановну изгнали из состава преподавателей за исполнение ее запрещенного концерта для фортепиано с оркестром. Тогда студенты пикетировали дирекцию училища с плакатом «Верните нам Уствольскую». 

Многие сочинения Уствольской написаны для небольших, но часто необычных инструментальных составов. Так, например, в ее Четвертой симфонии («Молитва», 1987) участвует лишь четыре исполнителя, но Уствольская категорически возражала против того, чтобы называть эти произведения «камерной музыкой» – настолько мощен их духовно-музыкальный импульс.

За почти полвека творчества она создала всего лишь 25 сочинений. Она считала, что творить может лишь тогда, когда чувствует, что музыку ей диктует Бог. Начиная с 1970-х годов в сочинениях Уствольской присутствуют тексты религиозного содержания. «Мои сочинения не религиозны, но несомненно духовны, потому что в них я отдала себя всю: мою душу, мое сердце», – говорила композитор. 

Татьяна Тимофеева

 

 

Коротко о музыканте

Всю жизнь Галина Уствольская провела в родном Петербурге, изредка выезжая на зарубежные гастроли. 

Училась у Дмитрия Шостаковича, который высоко ценил творчество своей ученицы и предсказал всемирное признание.

После выхода февральского Постановления 1948 года Уствольскую, как и многих других обвиняют в формализме. Ей приходится создавать доступные произведения «для народа».

Подлинное признание Галина Ивановна получает только в конце 1980-х годов. Ее музыка звучит в концертах Holland Festival. Затем появляются международные фестивали музыки Уствольской в Амстердаме, Вене, Берне, Варшаве. Издательство Сикорски приобретает права на публикацию всех ее произведений.

Уствольская стала лауреатом Гейдельбергской премии за достижения в области искусства, в 1993 году американский биографический институт назвал её человеком года. О ней снимали фильмы, писали книги.

Долгое время Галина Ивановна преподавала – с 1947 по 1977 вела класс композиции в Музыкальном училище имени Римского-Корсакова. Среди её учеников   Борис Тищенко, Вадим Веселов, Аркадий Томчин.

За почти полвека творчества она создала всего лишь 25 сочинений. Она считала, что творить может лишь тогда, когда чувствует, что музыку ей диктует Бог.