Франсуа Самсон Паскаль

Франсуа Самсон  Паскаль

Франсуа Самсон Паскаль

"Ночной Гаспар" французского пианизма.

Рождение
18 мая 1924

Кончина
22 октября 1970

исполнитель

Среди лучших французских пианистов ХХ века, таких как Корто, Лонг, Казадезюс и другие, особое место занимает Самсон Паскаль Франсуа (Samson Pascal François).

Он выделяется среди своих коллег как особенностями биографии, так и не совсем обычным стилем исполнения, не во всем совпадающим с общепринятыми нормами. Нетипично уже само имя, данное ему экзальтированными родителями – Самсон, от библейского героя, для силы; Паскаль, от великого ученого – для ума. И при этом у него самая распространенная, если не сказать заурядная, национальная фамилия Франсуа.

Столь же необычно и происхождение музыканта. Он родился в немецком Франкфурте-на-Майне в семье сотрудников французского консульства и с детства скитался с ними по разным странам – Германии, Италии, Сербии, Франции, попутно обучаясь музыке. Наконец, в Ницце, где он учился в местной консерватории, талантливого юношу замечает мэтр французского пианизма Альфред Корто и приглашает его в свою парижскую школу «Эколь нормаль». В столице наставниками юного дарования становятся также другие известные педагоги, в том числе Маргерит Лонг, которая в 1943 году устраивает в Париже, вместе со скрипачом Тибо, новый музыкальный конкурс, явившийся своеобразным культурным вызовом фашистскому режиму Виши. И первым лауреатом этого соревнования, ныне одного из самых престижных в мире, становится ее ученик Франсуа.

Эта победа позволяет ему, несмотря на войну, начать концертную деятельность. Он гастролирует в Англии и США, а уже после войны, в 1956 году, одним из первых зарубежных музыкантов приезжает в СССР, где становится любимцем советской публики, как и его соотечественники Эдит Пиаф и Жерар Филипп. В 1964 году после 30-летнего перерыва он первым серди западных исполнителей едет в коммунистический Китай. Начиная с 1950 года, пианист много записывается. Его первая пластинка - цикл «Ночной Гаспар» Равеля. Среди других любимых им композиторов - Шопен, Шуман, Дебюсси, отчасти Лист и Прокофьев.

Однако игру музыканта, при всей ее легкости и естественности, многие авторитетные критики считали недостаточно продуманной и глубокой. По словам одного из авторов, «искусством француза можно любоваться, но волновать по-настоящему оно не в состоянии. Женственное по своему облику, оно источает не мысль, а словно бы аромат тонких парижских духов». В нем есть даже что-то от импровизации и джаза, поклонником которого Франсуа был всю жизнь. Он к тому же вел довольно светский образ жизни, часто посещая ночные клубы и другие развлекательные заведения, что, видимо, отразилось не только на его мастерстве, но и на здоровье. Он умер от разрыва сердца, прожив всего 46 лет, что крайне мало для пианистов, которые, наряду с дирижерами и певцами, считаются долгожителями среди музыкантов.

Анатолий Лысенков

 

Несколько фактов об исполнителе:

1. В 1930 году в Италии шестилетнего Самсона заметил знаменитый композитор Пьетро Масканьи, которому было уже под 70, и исполнил с ним концерт Моцарта в качестве дирижера, что стало первым публичным выступлением французского пианиста.

2. Самсон Франсуа пробовал себя и в композиции, сочинив для собственного исполнения Концерт для фортепиано с оркестром. Еще он написал музыку к кинофильму «Баллада для бродяги», где снялся молодой Филипп Нуаре.

3. Конкурс имени Лонг и Тибо, первым лауреатом которого стал Самсон Паскаль Франсуа, пользуется большим авторитетом у музыкантов, в том числе и российских. Среди его лауреатов – наши скрипачи Школьникова, Бочкова, Исакадзе, пианисты Малинин, Ересько, Тимофеева и другие.

4. Единственный сын Франсуа Максимилиан опубликовал в 2002 году его биографию. Он скончался в Нью-Мексико в 2013 году, прожив на 12 лет больше своего отца.

5. В 1985 году вышла биография Франсуа, написанная критиком Жеромом Спайкетом. Она называется Скарбо (Scarbo), как и последняя часть равелевского «Ночного Гаспара» - первого произведения, записанного пианистом на грампластинку. 

6. Франсуа отличался своеобразной внешностью, в которой было что-то от коварного соблазнителя и голливудского злодея. Этим он привлекал всеобщее внимание, особенно женское, пользуясь успехом на различных "пати" и вечеринках.