Шабрие Эммануэль

Шабрие Эммануэль

Шабрие Эммануэль

Эммануэля Шабрие называют самым великим забытым французским композитором. Действительно, его сочинения исполняются крайне редко, а его имя знакомо лишь единицам.

Рождение
18 января 1841

Кончина
13 сентября 1894

композитор

Эммануэль Шабрие

(1841 - 1894)

Франция / Композитор / Романтизм, импрессионизм и символизм / Главные жанры: опера, оркестровые сочинения, фортепианная миниатюра и песня

Эммануэля Шабрие называют самым великим забытым французским композитором. Действительно, его сочинения исполняются крайне редко, а его имя знакомо лишь единицам. С юных лет Шабрие увлекался не только музыкой, но и живописью, поэзией и театром.  Его необыкновенные редкие способности открыли ему дорогу в художественный мир. Среди его друзей были композиторы Камиль Сен-Санс, Жюль Массне, Габриэль Форе, поэт Поль Верлен, драматург Эдмон Ростан. С Эдуардом Мане их связывали многолетние тёплые дружеские отношения. Композитор даже хотел быть похороненным рядом со своим дражайшим другом. Шабрие был одним из первых, кто начал покупать картины Мане. Он также входил в круг музыкантов, объединившихся вокруг Сезара Франка.

Шабрие был родом из семьи мелких буржуа. В 28 лет он остался круглым сиротой. Его родители умерли друг за другом в течение недели. Шабрие пережил тогда сильнейший удар.

Признанье к нему пришло в 1877 году. Именно тогда была поставлена его оперетта «L'étoile» в парижском Theatre des Bouffes Parisiens, которым в то время руководил непревзойденный мастер этого жанра Жак Оффенбах. Однако, всего лишь после 40 представлений спектакль был снят с афиши и канул в лету во Франции почти на 100 лет! Публика смогла вновь насладиться им только в 1980-х годах, благодаря известному дирижеру сэру Джону Элиоту Гардинеру, чья постановка в Лионской опере стала настоящим культурным событием.

Эммануэль Шабрие несколько раз был в Испании. В 1883 году он написал там пьесу  - по-испански темпераментную оркестровую рапсодию «Испания», которая по сей день остаётся самым популярным произведением композитора. В отличие от Глинки или Римского-Корсакова Шабрие не брал в свой арсенал народные напевы, и сам стилизовал свои мелодии под испанскую музыку. Его язык очень органичен и прост, но иногда проскальзывают совсем непростые гармонии.

Шабрие испытывал огромный интерес к музыке Вагнера. В те времена немецкий маэстро оказывал всепоглощающее влияние без преувеличения на каждого композитора. Чувствуется дыхание музыки Вагнера и в героической опере Шабрие  «Гвендолина» («Gwendoline»). Сюжет взят из истории Британии, в центре которого – легендарная королева Гвендолина. Эта опера представляет собой интересную комбинацию легкой и серьезной музыки. Рыцари у Шабрие наделены вокальными номерами, напоминающими скорее серьезную оперетту. Театр Opéra de Paris отверг предложение Шабрие поставить «Гвендолину», поэтому премьера оперы состоялась в Королевском оперном театре Ла-Монне в Брюсселе в 1885 году. Однако импресарио обанкротился, и всего лишь после двух представлений оперу изъяли из репертуара.

Несмотря на трудности, Шабрие продолжал работать, и написал трёхактную комическую оперу «Король поневоле» («Le Roi malgre lui»), каждая страница которой наполнена изящным французским юмором. Именно это произведение я видел на фестивале в городе Аннабел-он-Хадсон под Нью-Йорком. Оперу Шабрие и хвалили приверженцы классических традиций и модернисты. Морис Равель как-то шутливо заметил: «Лучше уж написать «Короля поневоле, чем тетралогию». В этой фразе выразилась вся нелюбовь Равеля к Ванеру и его эпигонам. Также он считал, что первые такты увертюры к «Королю поневоле» изменили направление французской гармонии.

Сюжет оперы очень забавный - это типичный водевиль с переодеваниями и не узнаваниями. Там есть и лирика, и драма и, конечно, очень много пародии. Красивый французский принц Анри де Валуа приглашен поляками возглавить их страну (этот факт очень нравится его матери, наставляющей сына письмами из Парижа). Однако Польша совсем не нравится принцу: холодно и скучно. Он решает воспользоваться информацией, которую приносит ему крестьяночка Минка: против будущего короля плетется заговор. Валуа готов принять в заговоре участие сам, лишь бы посадить на трон кого-то другого. В дело включается жена его министра, которая оказывается не только участницей заговора, но и венецианской незнакомкой, пленившей когда-то сердце принца. Все заканчивается хорошо, а иначе и быть не может.

Однако Шабрие является не только мастером буффонады. Когда его жена Алис начала терять зрение, он написал удивительную пьесу «Lamento», где попытался передать эффект утраченного видения, сужения света.  Однако одним из самых популярных произведений Шабрие стал «Радостный марш». Дебюсси писал, что это «шедевр высокой фантазии». Марш блещет живостью ритма, задорной оркестровкой и игрой динамических оттенков. Он часто исполняется на торжественных церемониях во Франции.

Как вы уже наверняка поняли, Шабрие имел репутацию музыкального остроумца среди современников. В 1889 году он опубликовал трилогию юмористических песен: «Ballade des gros dindons» (Баллада толстых индюков), «Vilanelle des petits canards» (Виланелла маленьких утят), «Pastorale des cochons roses» (Пастораль розовых поросят). Отсюда уже тянутся нити в будущее, к другому французскому музыкальному остряку – Эрику Сати.