Брамс Иоганнес

Брамс Иоганнес

Брамс Иоганнес

Новатор-традиционалист

Рождение
07 мая 1833

Кончина
03 апреля 1897

композитор

Иоганнес Брамс (1833 - 1897)

Германия / Композитор, пианист / Романтизм / Главные жанры: симфония, концерт, камерно-инструментальная музыка, фортепианная миниатюра

Роберт Шуман писал: «Я знал... и надеялся, что грядёт Он, тот, кто призван стать идеальным выразителем времени, тот, чьё мастерство не проклёвывается из земли робкими ростками, а сразу расцветает пышным цветом. И он явился, юноша светлый, у колыбели которого стояли Грации и Герои. Его имя — Иоганнес Брамс». 

Современники Брамса, да и более поздние критики, считали композитора одновременно и новатором, и традиционалистом. По масштабу творческой личности Брамса часто сравнивают с двумя другими великими немцами — Бахом и Бетховеном. И это оправдано. В музыкальном искусстве второй половины XIX века Брамс стал наиболее глубоким и последовательным продолжателем классических традиций, обогатив их новым романтическим содержанием.

Композитор был очень требователен к себе. Его Первая симфония — поистине эпическое произведение. Он начинает писать её в 1854 году, а впервые исполняет лишь 22 года спустя, всё это время занимаясь суровой правкой. Кстати, Бюлов назвал Первую симфонию Брамса «Десятой симфонией Бетховена», так как в жанре симфонической музыки Брамс стал явным продолжателем Бетховена.

Иоганнес Брамс воскресил баховские формы и жанры (к примеру, «Пассакалию»). У Брамса есть органные прелюдия и фуга, фуга, хоральные прелюдии. Кроме того, Брамс был величайшим симфонистом — у него 4 симфонии, 2 увертюры. В симфонии он отрицал программность, поэтому не любил Листа и Вагнера. Брамс обрабатывал народные песни: «Народная песня — мой идеал», — говорил композитор.

Уже в зрелом возрасте Брамс признает, что его сердце нераздельно принадлежало и всегда будет принадлежать его единственной Госпоже — Музыке. «Я мыслю только музыкой, и если так пойдет дальше, превращусь в аккорд и исчезну в небесах»,  писал Брамс Кларе Шуман.

 


 

В сочинениях Брамса обобщается музыкальный опыт половины тысячелетия. Нити, соединяющие произведения Брамса с музыкой предшествующих эпох, тянутся не только к классике, но и значительно дальше назад. Средневековые церковные лады, канонические ухищрения старых нидерландцев, стиль Палестрины – все это воскресает в композициях Брамса. Фугами, мотетами а капелла, хоральными прелюдиями и пассакалиями он прокладывает путь к творениям Баха, грандиозной «Триумфальной песней» – к ораториям Генделя. Музыка Брамса, наследующая романтическому психологизму Шумана, вбирает в себя и правдивую простоту народной песни, и по-новому «выстроенную» шубертовскую первозданность, и мудрость откровений позднего Бетховена. Выбирая жизнеспособное и устойчивое, Брамс никому не подражает, а создает синтез, живой и перспективный, рассчитанный «на вечные времена».

Приверженность Брамса к старым формам привела к тому, что радикальная «новонемецкая веймарская школа», члены которой группировались вокруг Листа и Вагнера, упрекала его в реакционном образе мыслей. Действительно, Брамсу было многое чуждо в творчестве его современников-новаторов. Увлечение театром и музыкальной драмой не стало близким его одухотворенной, ушедшей в себя натуре. Программная музыка осталась тоже вне интересов композитора. Не стал он продолжателем «лейпцигской школы», которая после деятельности ярких представителей Шумана и Мендельсона стала оплотом рутины и академизма.

Композитор отразил в своих произведениях сложный душевный мир современника. Его музыка воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество, она полна тревоги за судьбу человека, проникнута беспокойной порывистостью, мятежным чувством, ей присущи душевная отзывчивость, порой она обретает эпическую мощь. В музыке Брамса как бы два полюса – бурно протестующее, «взрывчатое» начало и интимная задушевная лирика широкого дыхания. Страсть и нежность, порыв и отчаяние сплетаются в единый клубок противоречий. Но верный ученик и последователь венских классиков, Брамс поставил перед собой трудную задачу – кипящую лаву романтических чувств облечь в стройные классические формы, умерить лирическую взволнованность рациональным, взвешенным наблюдением. В этом сочетании классического с романтическим, в его усложненном претворении заключается своеобразие творчества Брамса.