Чайковский Борис Александрович

Чайковский Борис Александрович

Чайковский Борис Александрович

советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР

Рождение
10 сентября 1925

Кончина
07 февраля 1996

композитор

 

10 сентября 1925 года родился композитор Борис Александрович Чайковский. «Борис Чайковский сумел обрести себя, найти свою дорогу в пестром мире современной музыки, свою собственную тему в искусстве, - писал Г. Свиридов. - …Это композитор глубоко русский. Его душевный мир – это мир чистых и возвышенных страстей. В этой музыке много чего-то недосказанного, какой-то затаенной нежности, большого душевного целомудрия… Это мастер в настоящем смысле этого слова, то есть художник, обладающий прежде всего богатым внутренним содержанием и умеющий выразить его средствами своего искусства».

Композитор родился в семье, где музыку очень любили и поощряли занятия ею сыновей, которые оба избрали музыку своей профессией. В детские годы Б. Чайковский сочинил первые фортепианные пьесы, некоторые из них до сих пор входят в репертуар юных пианистов. В школе Гнесиных он занимался по классу фортепиано у одной из ее основательниц Е. Гнесиной и у А. Головиной, а его первым педагогом по композиции был Е. Месснер - человек, воспитавший многих прославленных музыкантов, удивительно безошибочно умевший подвести ребенка к решению достаточно сложных композиционных задач.

В училище и в Московской консерватории Б. Чайковский занимался в классах прославленных советских мастеров - В. Шебалина, Д. Шостаковича, Н. Мясковского. Уже тогда вполне отчетливо заявили о себе важные особенности творческой личности молодого музыканта, которые Мясковский сформулировал так: «Своеобразный русский склад, исключительная серьезность, хорошая композиторская техника...». Одновременно Б. Чайковский занимался в классе пианиста Л. Оборина.

В ранний период творчества композитор создал ряд крупных произведений: Первую симфонию (1947), Фантазию на русские народные темы (1950), "Славянскую рапсодию" (1951). Симфониетту для струнного оркестра (1953). В каждом из них автор обнаруживает оригинальный, глубоко индивидуальный подход к известным интонационно-мелодическим и содержательно-смысловым идеям, к традиционным формам. Его сочинения включали в свой репертуар такие дирижеры, как С. Самосуд и А. Гаук. В десятилетие 1954-64 гг., ограничившись преимущественно областью камерно-инструментальных жанров (фортепианное Трио; Первый квартет; струнное Трио; Соната для виолончели и фортепиано, Концерт для кларнета и камерного оркестра; Соната для скрипки и фортепиано; Второй квартет; Фортепианный квинтет), композитор не только выработал безошибочно узнаваемую на слух музыкальную лексику, но и определил важнейшие черты собственного образного мира, где красота, воплощенная в мелодических темах, по-русски вольных, неспешных, "немногословных", предстает как символ нравственной чистоты и стойкости человека.

Концерт для виолончели с оркестром (1964) открывает новый период в творчестве Б. Чайковского, отмеченный крупными симфоническими концепциями, в которых ставятся важнейшие вопросы бытия. В последующие годы были созданы Вторая (1967) и Третья, "Севастопольская" (1980), симфонии; Тема и восемь вариаций (1973, к 200-летию Дрезденской штаатскапеллы); симфонические поэмы "Ветер Сибири" и "Подросток" (по прочтении романа Ф. Достоевского - 1984); Музыка для оркестра (1987); Скрипичный (1969) и Фортепианный (1971) концерты; Четвертый (1972), Пятый (1974) и Шестой (1976) квартеты.

Б. Чайковский - автор поэтичной и веселой музыки к радиосказкам для детей по Г. X. Андерсену и Д. Самойлову: "Оловянный солдатик", "Калоши счастья", "Свинопас", "Кот в сапогах", "Слоненок-турист" и многим другим, известным также благодаря грамзаписям. При всей внешней простоте и незатейливости здесь много остроумнейших деталей, тонких реминисценций, но начисто отсутствуют даже малейшие намеки на шлягерную стандартизированность, заштампованность, которыми грешит порой подобная продукция. Столь же свежи, точны и убедительны его музыкальные решения в таких кинофильмах, как "Сережа", "Женитьба Бальзаминова", "Айболит-66", "Лоскутик и облако", "Уроки французского", "Подросток".

Произведения Б.Чайковского покоряют своим теплом, искренностью, лирическим чувством. Это размышления взыскательного, бескомпромиссного художника о смысле жизни, о высоком призвании человека, о роле и долге художника-творца.