Берлиоз Гектор

Берлиоз Гектор

Берлиоз Гектор

Французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Яркий представитель романтизма в музыке.

Рождение
11 декабря 1803

Кончина
08 марта 1869

композитор

Hector Berlioz

(1803 - 1869)

Франция / Композитор, дирижёр, музыкальный критик / Романтизм / Главные жанры: программная симфония, опера, вокально-симфоническая музыка

Гектор Берлиоз  – значительная  фигура не только в галерее французских композиторов. Он предстаёт одной из наиболее любопытных персон в мировой музыке  вообще. Берлиоз чуть было не стал врачом, как и его отец, но влечение к музыке всё-таки взяло верх над восприимчивым юношей. Начального систематического музыкального образования он не получил. Чтобы поступить в консерваторию он занимался несколько лет у известного композитора Жана Франсуа Лесюэра. Сидя в оркестре оперного театра и наблюдая за оркестрантами во время представлений, Гектор изучал инструменты и их возможности. Сам он научился играть только на гитаре, но довольно сносно. Тем не менее, этот факт не помешал ему написать впоследствии блестящий трактат об инструментовке.

Оценки Берлиоза как композитор всегда были довольно противоречивы. Одни признают в нём гения, другие же – дилетанта-любителя. Как ни странно, и то и другое вполне применимо к нему. Причина такого разброса во мнениях о Берлиозе состоит в том, что он с самого начала своей музыкальной деятельности пошёл по совершенно новой, самостоятельной дороге. Его первоначальные шаги в музыке не являлись продолжением  классических тенденций, идущих от Моцарта или Бетховена. Его интерес сосредоточился на новом, развивавшемся в то время в Германии музыкальном направлении - романтизме. Творчество Берлиоза не находило широкого признания на родине. Тогда как за рубежом его произведения становились сенсацией.  В 1844 году он посетил Германию, где был  высоко оценен. Роберт Шуман посвятил ему занимательную статью с подробным анализом «Фантастической симфонии», а Ференц Лист, живший на тот момент в Веймаре, сделал её фортепианное переложение и играл это сочинение в своих концертах.  В России Берлиоз имел огромный успех. Он как дирижёр дважды посетил Петербург с концертами. После своей смерти, в особенности после событий франко-прусской войны 1870 года, когда во Франции с особой силой пробудилось национальное, патриотическое чувство, произведения Берлиоза приобрели большую популярность среди его соотечественников.

Берлиоз ни на кого не похож. Его творчество стоит особняком.  Может быть потому, что в жизни он всегда оставался настоящим оппозиционером, борцом. Берлиоз был блестящим литератором, долгие годы основным источником его доходов была работа критика в газете «Gazette musicale de Paris», позже и в «Journal des Débats». Его перо было уничтожающе строгим, но справедливым. Возможно, именно из-за незаурядного литературного таланта большинство его музыкальных произведений связано со словом. Берлиозу был присущ дар неутомимого новатора. Каждое его сочинение – это новая идея, новая форма и новый стиль. В силу того, что он пришёл в музыку самоучкой, он до определённого момента не знал венских классиков, их авторитет не был для него непререкаем. Наверное, именно это обстоятельство позволило ему идти своей дорогой в творчестве и самобытно развиваться.

Обычно в связи с именем Берлиоза вспоминают его «Фантастическую симфонию». Однако у французского маэстро есть совершенно уникальное сочинение –  «Осуждение Фауста». Жанр, - драматическая легенда для оркестра, солистов и хора, - уже говорит о непосредственной связи с литературой. Оно написано по мотивам поэмы Гёте. Так как «действие» этого удивительного произведения Берлиоза происходит во многих местах, то в музыке царит подлинное «многостилие». Сначала мы слышим хоровое пение крестьян, напоминающее нам пасторальные сцены из оперы Бизе «Кармен», потом вступает Фауст с патетической речью романтического героя, отсылающей к творчеству Шарля Гуно. Географическим фоном в первой части служит Венгрия. Берлиоз характеризует эту местность военным Ракоци-маршем, ставшим впоследствии знаменитым. Потом, как и у Гёте, мы попадаем в реально существующее до сих пор кафе «Погреб Ауэрбаха» в Лейпциге. Это знаменитое кафе  в центре города существует уже около 600 лет. Там есть «Зал Лютера» и, конечно же, «Зал Гёте». Рассказывают, что именно здесь великий поэт и услышал старую легенду о Фаусте, продавшем душу дьяволу. Кстати, в отличие от Гете, Берлиоз завершает свое произведение победой отнюдь не Фауста, но Мефистофеля.

Очень интересны нынешние постановки «Осуждения Фауста». Например, знаменитый режиссер Терри Гиллиам, известный такими картинами, как «Бразилия», «Двенадцать обезьян», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Страна приливов», сделал крайне необычную постановку этого сочинения французского романтика в Английской национальной опере. Действие перенесено во времена тоталитарного режима. Поздний романтизм, югендштиль, экспрессионизм и, наконец, стилистика «Олимпии» Лени Рифеншталь сменяют друг друга на сцене, как кадры кинохроники.