Очередной вечер «Ароматов музыки» прошёл в галерее Российского государственного музыкального телерадиоцентра среди картин художника Андрея Мунтяна. Его супруга, писательница и коллекционер парфюма Елена Мунтян представляла чарующие ароматы 60-х годов прошлого столетия.

До 20 века для духов были свойственны только моноароматы природы: роза, лаванда, цитрусы. И лишь накануне Первой мировой войны Жак Герлен решил в запахе выразить, «как красива Сена перед закатом солнца». Так он создаёт свой первый концептуальный парфюм «Heure Bleue», что означает «сумерки». Эти духи положили начало новой эре парфюма, которые уже в 60-е годы строились как настоящие пейзажи и сложные композиции. Парфюмеры становятся художниками и философами, стремящимися в своих творениях выразить и передать чувства и мысли, создать яркие образы.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершает первый в мире полет в космос. Перед целыми поколениями того времени открываются невиданные раньше пространства. Космос, бесконечный и бескрайний, появился тогда во всех жанрах искусства. Именно тогда Пако Рабан, создает свою первую значительную работу как дизайнер. Это были футуристические костюмы для фильма «Барбарелла», где великолепная Джейн Фонда в титульной роли отправляется в межгалактическое путешествие на поиски земного учёного по имени Дюран-Дюран. И уже после этого фильма Пако Рабан выпускает свои духи под названием «Calandre», дизайн флакона которых тоже был выполнен в футуристическом стиле.

Гости вечера могли не только послушать интереснейший рассказ об истории развития парфюмерного дела в 60-е годы, но и увидеть эти замысловатые флаконы и, конечно, вдохнуть удивительные ароматы вечной классики парфюма, к которой уже, без сомнения, относятся появившиеся в то время духи. Волшебные запахи, созданные Пако Рабаном, Жаком Герленом, Ивом Сен-Лораном, сопровождались звуками музыки: молодой композитор Святослав Оводов представил свою импровизацию, словно воплотив запах «Calandre» в игре на рояле.

Появившееся в 60-е годы лаконизм, минимализм и стремление к некой экзотике в ароматах также нашли своё отражение и в музыке того времени. Мы уже говорили о том перевороте в человеческом мышлении, который произошел благодаря прорыву человека в космос. Ведь в этом прорыве словно соединились и абсолютно реальное, физическое начало, и невероятная мистика. Одним из самых знаменитых фильмов, созданных в 60-е годы, продолжает оставаться «Космическая Одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика. В фильме звучит музыка венгерского авангардиста Дьердя Лигети, написанная в изобретенной им технике микрополифонии. Ощущая аромат парфюма, гости слушали завораживающие звуки, возникающие будто бы ниоткуда и уходящие в никуда. То же ощущение огромной и бескрайней Вселенной слышалось в произведении Лигети «Lux Aeterna» (в переводе с латыни - «Вечный свет»).

А вы знаете, как создаются духи? В профессиональных терминах парфюмеров мы узнаем знакомые «музыкальные» слова, и прежде всего слово «нота». Те ароматы, которые мы ощущаем, нам дают, согласно лексике парфюмеров, в совокупности «базу», «средние ноты» и «высокие ноты». Высокие ноты - цитрусы, средние ноты - мягкие, это розы или лаванда, а вот база, оказывается, может быть даже не совсем приятным запахом, запахом земли или пыли. База должна состоять из тяжелых молекул, устойчивых, за них будут цепляться эти приятные легкие «ноты», которые и определят лицо конечного аромата.

Если посмотреть на «конструкцию» духов с точки зрения взгляда на десятилетие 60-х, то мы увидим, что хотя в основание мировосприятия той эпохи и можно поставить ощущение громадности открывшегося человеку холодного, и, может быть, даже враждебного, космоса, все же у большинства людей это время ассоциируется со счастьем. Так, самый приятный аромат может быть на самом деле построен на базе запаха сырой земли или гари. В эпоху 60-х годов словно «перегорали» какие-то устоявшиеся ценности, и их запах словно и давал базу тех самых тяжёлых молекул, за которые «цеплялись» лёгкие и весёлые «ноты».

Помимо открытия новой вертикали, уходящей в космос, тогда же рождалась и новая горизонталь – западным миром словно вновь обретался Восток. Для 60-х характерно новое, очень органичное, восприятие Востока. Появились духи «Fidji,» воплотившие экзотику далеких островов, или «Sikkim» от «Ланком», которые передавали просторы Тибета.

Именно запахи роскошных духов «Sikkim» от «Ланком» и «Diorella» от «Диор» стали завершающими на вечере ароматов. Святослав Оводов устроил небольшую игру. Молодой композитор исполнял импровизацию, а гости должны были угадать, какой из двух запахов он пытался изобразить. Передача запаха звуком была настолько ясной и чёткой, что все безошибочно угадывали, где какой аромат звучал.

В созданной РГМЦ и его директором Ириной Анатольевной Герасимовой удивительной творческой гостиной в этот вечер царила атмосфера душевного дружеского разговора. Закончив свое интереснейшее повествование об ароматах и музыке 60-х, Елена Мунтян рассказала гостям так же и о работах своего супруга, художника Андрея Мунтяна. Выставка его живописи и графики была открыта летом в галерее РГМЦ. О ней вы можете прочитать в нашем специальном репортаже.

Виталия Касаткина

Вернуться к списку новостей