В день юбилея великого Чайковского радио «Орфей» транслировало уникальный концерт из Московской филармонии.

В рамках Московского Пасхального фестиваля в Концертном зале имени П. И. Чайковского в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и пианиста Дениса Мацуева прозвучали все три фортепианных концерта русского гения.

Из трех написанных Чайковским фортепианных концертов особенно высокое признание по праву получил Первый благодаря лирической воодушевленности музыки, удивительной сочности красок и щедрости мелодического изобретения, восходящего, с одной стороны, к славянской (русско-украинской) народной песенности, а с другой — к индивидуально окрашенной патетической романсной мелодике. Продолжая путь симфонизации концертного жанра, идущий от Бетховена к Листу и Брамсу, он наполняет музыку своего концерта ярко выраженным национальным интонационно-образным содержанием. Виртуозно-технические элементы фортепианной партии всецело подчинены выявлению содержательного замысла, составляя не внешний наряд, а «тело произведения» (Асафьев), его живую плоть, непрерывно дышащую и трепетную. Оркестр и солист выступают как два равноправных партнера, то противоборствуя и соревнуясь между собой, то поддерживая друг друга.

 

Написанный с большим виртуозным размахом, монументальный по форме Второй фортепианный концерт уступает, однако, Первому в смысле свежести и выразительности тематического материала, что и послужило, по-видимому, причиной относительно меньшей его популярности. Не свободен он также от некоторых длиннот и повторений. Но если рассматривать этот концерт вне сравнения с предыдущим, то нельзя не признать несомненных его достоинств как блестящего, эффектного произведения, представляющего благодарные возможности для демонстрации виртуозного мастерства исполнителя.

Третий фортепианный концерт, работа над которым протекала в последние месяцы жизни композитора, не является вполне оригинальным по музыке произведением. В основу его положен материал первой части неоконченной симфонии ми-бемоль мажор с некоторыми изменениями преимущественно фактурного характера. Заново была написана только большая виртуозная каденция, которая, как и во Втором концерте, включена в средний разработочный раздел, непосредственно вливаясь в динамизированную репризу.

Первый фортепианный концерт исполняется очень часто – это один из безусловных хитов мирового репертуара. Двум другим концертам повезло намного меньше. Поэтому акция Московской филармонии, Пасхального фестиваля и транслировавшего концерт радио «Орфей», когда сразу прозвучали три опуса гения-юбиляра, поистине беспрецедентна.

Вернуться к списку новостей