8 апреля за дирижерский пульт Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского впервые после двухмесячного перерыва встанет художественный руководитель оркестра Владимир Федосеев. В этот вечер коллектив под управлением маэстро исполнит Симфоническую сюиту «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, прелюдию для оркестра «Мечты» и Фортепианный концерт А. Скрябина (солист — Андрей Коробейников).

Между двумя композиторами-современниками, чьи произведения вошли в программу концерта, можно обнаружить много связующих нитей. «Программой, которой я руководствовался при сочинении «Шехеразады», были отдельные эпизоды и картины из “Тысячи и одной ночи”, разбросанные по всем четырем частям», — писал Римский-Корсаков о своей сюите. Скрябин, подобно Римскому-Корсакову, также тяготел в симфонической музыке к программности. На премьере его оркестровой прелюдии «Мечты», что примечательно, оркестром управлял именно Римский-Корсаков, по просьбе публики повторивший сочинение на бис, — и этот концерт стал началом признания Скрябина-симфониста.

Но наряду с общностью между ними обнаруживается и некоторое противостояние. Римский-Корсаков говорил о «дивной способности Скрябина к непрерывной эволюции», однако когда М. П. Беляев предложил издать его ранние сочинения — выступил против этого. Ранние опусы композитора Беляев тогда все же издал и вскоре именно Римскому-Корсакову отдал «на просмотр» партитуру Фортепианного концерта своего нового «подопечного». Сохранились критические замечания мэтра, сделанные синим карандашом на полях скрябинского автографа; Скрябин их внимательно изучил и после неудачной премьеры сочинения с Сафоновым отказался играть этот концерт под управлением Римского-Корсакова…

 

/фото предоставлено пресс-службой БСО/

Вернуться к списку новостей