Франц Шуберт — австрийский композитор, положивший начало европейскому музыкальному романтизму, — одна из наиболее трагичных фигур в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь его, недолгая и безрадостная, небогатая событиями, оборвалась, когда он был в расцвете сил и таланта. Великий музыкант умер, не услышав большей части своих сочинений. Во многом трагически сложилась и судьба его музыки: бесценные рукописи, частью хранившиеся у друзей, частью кому-то подаренные, а порою просто потерянные в бесконечных переездах, долгое время не могли быть собраны воедино. Некоторые пропали безвозвратно, судьба других неясна.

При жизни композитор не имел того признания, которого заслуживал. Порой его называли «композитор песен», подчеркивая этим, что в «серьезных» жанрах он ничего существенного не создал. А между тем творческое наследие Шуберта огромно. Он стал величайшим новатором в симфоническом жанре, создав принципиально иной, по сравнению с классическим, тип симфонии.

Сочинял он удивительно быстро и легко. О нем говили, что он не создает музыку сам, а лишь записывает «наития свыше». Недаром некоторые авторы воспоминаний о нем употребляют определение «ясновидец». Он писал всегда и повсюду: в кафе, у друзей, во время прогулки — на любых клочках бумаги. Однако такой поистине фантастический труд не спасал композитора от нищеты. Часто он жил впроголодь, иногда — на средства знакомых, его бескорыстно поддерживающих.

Постепенно среди друзей Шуберта сложилась традиция «шубертиад» — регулярных встреч с композитором. На «шубертиадах» декламировались новые стихи, велись разговоры о политике, науке, религии, затрагивались вопросы искусства, математики, юриспруденции и многого другого. Это дает представление о широте интересов как друзей композитора, так, разумеется, и его самого. Все члены кружка были молоды, и вечерние собрания их тоже были молоды по духу. Это отнюдь не означало, что жизнь текла беззаботно. Шуберт составил четкий график, который позволял писать колоссально много. С утра его никто не смел беспокоить: первая половина дня всегда отдавалась сочинению. Иногда в день появлялось до восьми песен. Полный список его сочинений насчитывает около тысячи номеров, из них 600 — песни, а ведь жизни ему было отпущено немногим больше тридцати лет!

/personslibrary?layout=person&informationtype=full&id=16/ 

/orfeus/programs/issue3944/ 

/orfeus/programs/issue2049/ 

/orfeus/programs/issue1186/ 

/orfeus/programs/issue1422/ 

/orfeus/programs/issue1423/


Вернуться к списку новостей