Самый популярный новогодний балет - «Щелкунчик» - появится в афише Михайловского театра в середине декабря. В декабре и в январе новый спектакль в общей сложности будет показан 19 раз.

Новую версию знаменитого балета П.И. Чайковского готовит хореограф Начо Дуато. Три года испанский мастер провел в Петербурге на посту художественного руководителя балета Михайловского театра и тесно соприкоснулся с русской классической балетной традицией. «Чем больше я занимаюсь классикой, тем сильнее ее люблю», - признавался Дуато, когда постановка «Щелкунчика» только планировалась. Сравнивая новый балет со «Спящей красавицей», где преобладают сложные танцевальные композиции, требующие великолепной техники, он отмечает, что в «Щелкунчике» больше «танца как такового, идущего от души, от какого-то внутреннего чувства».

Декорации и костюмы к «Щелкунчику» делает французский художник с русскими корнями Жером Каплан. «Именно здесь, в Петербурге, этот балет родился и впервые был показан, - отмечает сценограф. - Для художника не может быть лучшего места, чтобы представить свою версию спектакля».

Действие первой картины балета авторы решили поместить в Петербург начала ХХ века. «Русские испытывают ностальгию по дореволюционным временам, - уверен Жером Каплан. - Иностранцы, которые сюда приезжают, тоже испытывают это чувство и ищут свидетельства той эпохи, которая по духу очень соответствует музыке Чайковского». На смену сочельнику в гостиной богатого буржуазного дома, декорированной в стиле ар-нуво, приходит вымышленный мир, действие перемещается в пространство сна. Авторы спектакля считают, что у каждого акта должен быть собственный характер: «Важно показать разницу двух миров, но в единых эстетических границах».

Вместе с хореографом-постановщиком Начо Дуато и художником-постановщиком Жеромом Капланом над балетом работают: музыкальный руководитель постановки и дирижёр Павел Бубельников, художник по свету Брэд Филдс.

Премьера балета «Щелкунчик» состоялась в Мариинском театре 18 декабря 1892 года. В основе либретто - известная сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» в переложении Александра Дюма-отца. Либретто, сценарный план балета и порядок танцевальных номеров принадлежат Мариусу Петипа, но к началу работы над постановкой он заболел и хореографию сочинял Лев Иванов, второй балетмейстер Мариинского театра. «Щелкунчик» шел в один вечер с другим шедевром Чайковского – оперой «Иоланта»

В Михайловском театре балет «Щелкунчик» был впервые поставлен в 1969 году Игорем Бельским. Музыкальным руководителем был Юрий Темирканов. Спектакль шел до 1986 года, а в 1988-м была представлена его новая редакция. В 1996 году постановку Бельского сменил спектакль с хореографией Николая Боярчикова и сценографией Вячеслава Окунева; он пользовался большой популярностью и оставался в репертуаре Михайловского театра в течение 17 лет. 

У Начо Дуато уже есть опыт обращения к классическому наследию. В декабре 2011 года он осуществил постановку «Спящей красавицы» на музыку Чайковского. В целом балетная критика первый опыт обращения Дуато к русской классике оценила неоднозначно. При этом зрительский успех «Спящей красавицы», без преувеличения, ошеломляющий. Спектакль прочно вошел в репертуар Михайловского театра и неизменно собирает аншлаги; на гастролях в Баварской национальной опере в Мюнхене показы балета завершились стоячей овацией.

«Щелкунчик» станет 10-й премьерой Начо Дуато на сцене Михайловского театра и последней его работой в качестве художественного руководителя балетной труппы.

Жером Каплан известен в театральном мире как «балетный» художник. Его карьера в музыкальном театре началась со знакомства с Жаном-Кристофом Майо, пригласившим его в 1991 году в Балет Монте-Карло; свой первый «Щелкунчик» Жером Каплан создал в содружестве с этим хореографом. В России известна его совместная работа с Алексеем Ратманским над балетом «Утраченные иллюзии» в Большом театре («Золотая маска» за лучшую работу художника в балете).

Вернуться к списку новостей