На сцене Михайловского театра под занавес сезона состоялась громкая оперная премьера – «Летучий голландец» Рихарда Вагнера. Музыкальный руководитель постановки – главный приглашенный дирижер театра Василий Петренко, режиссер-постановщик Василий Бархатов, художник-постановщик Николай Симонов.

Легенда о летучем голландце увлекла молодого Вагнера во время морского путешествия на пути из Риги в Лондон. Корабль попал в бурю. Вагнер, пораженный величием и мощью морского шторма, услышал от матросов легенду о корабле-призраке, обреченном вечно бороздить моря. Эта история и послужила основой будущего оперного либретто.

«Летучий голландец» возвращается на сцену Михайловского театра после более чем 40-летнего перерыва. В далеком 1957 году знаменитый маэстро Курт Зандерлинг дирижировал этим спектаклем в течение пятнадцати сезонов.

Сегодня за музыкальную сторону спектакля, приуроченного к 200-летию со дня рождения Рихарда Вагнера, отвечает Василий Петренко, художественный руководитель Ливерпульского филармонического оркестра и главный приглашенный дирижер Михайловского театра.

Василий Петренко: «В один из труднейших периодов своей жизни Вагнер сумел создать произведение, которое, на мой взгляд, остается ярчайшим образцом жизнеутверждающей оперы. Эта история о действительной любви Сенты - той любви, которая у нее пробудилась к Голландцу. Сента готова пожертвовать собой ради спасения любимого человека. Эта идея является вечной. Она значительно, на мой взгляд, сильнее, нежели просто идея скитальца, который был проклят за непонятные грехи и искал себе верную жену. Как ни странно, но эта опера о любви и о самопожертвовании. Хотя, безусловно, здесь присутствуют картины природы. Пожалуй, ни в одной другой опере нет такого музыкального воплощения стихии моря. Замечательны сами по себе жанровые сцены, которые оттеняют центральную любовную линию спектакля. Я в принципе считаю, что в идеале спектакль должен быть вне времени, практически любая постановка, либо должен быть какой-то разумный микс разных времен».

«Летучий голландец» Вагнера стал первой совместной работой Василия Бархатова и Михайловского театра. Кстати, накануне премьеры стало известно о том, что молодой режиссер со следующего сезона займет место руководителя оперной труппы Михайловского.

Для Василия Бархатова нынешний премьерный спектакль очень рационален:

«Летучий голландец» - история того, как один человек своим сердцем, как печкой-буржуйкой, способен отопить целую вселенную, превратить всех окружающих, усталых, потерявших веру и надежду людей в героев великой легенды о любви. А корабли тут не причем. Море - это просто бесконечное тоскливое, одинокое Время», - отмечает режиссер.

Действительно, морская бездна превалирует на протяжении всего спектакля. Действие оперы разворачивается в 60–70-х гг. прошлого века в Монте-Карло, на Лазурном Берегу. В постановке Василия Бархатова заложена некая полифония смыслов. Зритель невольно становится соучастником сквозного параллельного действия (история и реальный быт), которое сопровождается кадрами кинохроники. Пляж на берегу моря. Подружки Сенты, одетые в костюмы эпохи хиппи, поют песню за прялками, сидя на шезлонгах в наушниках.

На премьере 6 июля в главных партиях были заняты: Асмик Григорян (Сента), Станислав Швец (Даланд), а также приглашенный немецкий бас Йоханнес фон Дуйсбург, превосходно выступивший в роли Голландца.

В драматичном финале оперы Сента приставляет дуло пистолета к виску своего возлюбленного, обрекая тем самым себя на неминуемую погибель. В этот момент опускается салатовый занавес, сквозь который просвечивается пучина моря – видеопроекция плывущих рыб и моллюсков. На дне моря главные герои спектакля обретают вечный покой.

Отмечу, что данная постановка пришлась по вкусу далеко не всем любителям оперы. После спектакля слушатели дискутировали между собой  на предмет вольного обращения режиссера с романтическим сюжетом.

Да и музыкальная сторона спектакля оставляла желать лучшего. Оркестр под управлением Василия Петренко не всегда был мобилен и собран, некоторым эпизодам не доставало подлинного брутального вагнеровского духа, присущего например Мариинскому оркестру. Здесь важна традиция, которая быть может, укорениться в недалеком будущем, если Михайловский театр будет постоянно обращаться к операм немецкого композитора.

Виктор Александров (Санкт-Петербург), специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей