Этого события  мы ждали почти полтора века, а точнее 148 лет. Столько времени  уже прошло после создания вагнеровского шедевра, который еще никогда не ставился в Москве. Здесь были только  гастроли, отдельные фрагменты, концертные исполнения, но своих спектаклей – ни разу. И  вообще в России это лишь четвёртая постановка, все три остальные  на счету питерской Мариинки – две еще до революции и одна недавняя,  2005 года. И вот наконец, коллектив Евгения Колобова осуществил свою и нашу общую заветную мечту, приурочив ее к 200-летию великого немецкого композитора. Инициатором этого прорыва стал нынешний худрук труппы англичанин Ян Латам-Кениг, начавший с ней сотрудничество "Лоэнгрином" 5 лет назад. Теперь он привлек к работе своего соотечественника художника Джорджа Суглидеса и режиссера из Германии Николу Рааб, а также нашел поддержку недавно назначенного директора Дмитрия Сибирцева. Для самого маэстро это уже пятое обращение к самой трудной и психологичной опере Вагнера.

Работа над Тристаном потребовала огромной отдачи от всех артистов театра, включая оркестр и солистов, которые репетировали два месяца. Но главные роли  на премьере все же доверили зарубежным исполнителям, хорошо знакомым с творчеством Вагнера  - немецкому тенору Майклу Бабе и сопрано из Швейцарии Клаудии Итен. На их долю выпала колоссальная нагрузка – почти три часа на сцене со сложнейшими вокальными партиями. И они отлично справились со своей задачей, хотя к концу явно ощущалась усталость, особенно у певицы. В финальной сцене смерти Изольды у нее уже практически не было сил.

Майкл Баба в роли Тристана. Источник фото: http://www.musicaltoronto.org

Режиссерская концепция оперы оказалась достаточно скромной и вовсе не радикальной, как можно было ожидать. Самые скупые необходимые декорации, нейтральный исторический фон, минимальное разнообразие  костюмов и атрибутики – ничто не отвлекало от погружения в музыку, царившую в этот вечер в саду "Эрмитаж". Оркестр во главе с дирижером играл все три акта словно на одном дыхании, не теряя ни на минуту тонкого и экспрессивного любовного нерва. И остальные наши участники: Анастасия Бабичева – Брангена,  Виталий Ефанов - король Марк и особенно Артем Гарнов – Курвенал были достойны своих иностранных коллег, доказывая скептикам, что и россияне могут быть настоящими вагнеровскими певцами. Следующий показ Тристана и Изольды в Новой опере - в следующее воскресенье, 25 мая.

Анатолий Лысенков специально для радио "Орфей"

Вернуться к списку новостей