В эти дни на сцене Венского Музикферайна с триумфом проходят гастроли Королевского оркестра Концертгебау под управлением Мариса Янсонса.

Нынешний год примечателен знаменательными датами и для оркестра, и для маэстро. Недавно Марис Янсонс отметил свое 70-летие, а прославленному коллективу в этом сезоне исполняется 125 лет. Запланированы концерты Королевского оркестра Концертгебау по всему миру, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Большая часть выступлений проходит с участием главного дирижера Мариса Янсонса. Мировой тур оркестра открыли гастроли по Германии, Австрии, Франции, Бельгии и Испании.

Вена - один из тех музыкальных городов, без которых не мыслит свою жизнь Марис Янсонс.

Марис Янсонс: «Потрясающий зал, удивительный город. Музыка здесь живет. Я думаю, что даже те люди, которые очень далеки от музыки, чувствуют ее дух в этом городе. Здесь выступают совершенно потрясающие артисты, на сцене Музикферайна царит невероятная энергия. Ощущение близости публики, внутренний контакт нас с ней связывает, когда мы находимся на сцене. Я также еще хочу отметить, что имел счастье учиться в Вене у Ганса Сваровского и ходил в Золотой зал на репетиции известных музыкантов. Так что он для меня почти родной дом».

Напомню, что Марис Янсонс является почетным членом общества друзей музыки в Вене и регулярно дает концерты на сцене Музикферайна как с Венским филармоническим оркестром, так и со всемирно известными коллективами Германии и Нидерландов, которые он возглавляет.

В Хёльценер зале Музикферайна открыта специальная фотовыставка из архивов Венской филармонии, где можно увидеть уникальные фотографии, на которых запечатлен Марис Янсонс в работе с разными оркестрами мира. Фотохроника выступлений дирижера полно и широко представляет его творческую биографию.

Билеты на концерты Амстердамского Королевского оркестра распроданы уже давно. На афишах у входа в зал специальные надписи – аншлаг. Так что попасть в Золотой зал Венского музыкального общества практически невозможно.

Еще бы, ведь голландцы привезли в Вену две разноплановые программы. В первый вечер прозвучала музыка Белы Бартока (Второй концерт для скрипки с оркестром, солист Леонидас Кавакос) и Первая симфония Густава Малера, в основе которой страсти и романтические мечтания молодого героя романа Жана Поля «Титан».

Марис Янсонс эмоционально чувствует природу малеровской музыки. Первую симфонию он неоднократно исполнял с разными оркестрами мира, однако в работе с Концертгебау маэстро достиг невероятных тембровых красок и драматических звучаний.

Марис Янсонс:  «Музыку Малера все обожают, любят и играют. Столько проблем в этой музыке вы можете найти. Как в зеркале вы можете увидеть все проблемы, и внутреннюю жизнь человека. Там есть и трагедия, и драма, и любовь и ненависть, и сарказм, и гротеск.  Вопрос жизни и смерти - для чего мы живем... Такой большой спектр вопросов и столько в эту музыку вложено, что, конечно, каждый слушатель, исполнитель находит что-то ему близкое. Это такое звучащее мироздание …»

Накануне стало известно о том, что Королева Нидерландов Беатрикс отреклась от престола в пользу наследного принца Виллема-Александера. Коллектив откликнулся на эту весть исполнением официального гимна Нидерландов. Перед началом репетиции в Музикферайне оркестранты под управлением Мариса Янсонса стоя сыграли Королевский антем, тем самым выражая признательность и восхищение Королеве за ее поддержку культуры в стране.

А вечером очередная программа и снова откровение: после симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Смерть и просветление» с ее натурфилософскими идеями следовала монументальная оркестровая фреска – Седьмая симфония Антона Брукнера. Произведение, захватывающее глубиной запечатленных в нем человеческих чувств и переживаний.

Не каждый дирижер может браться за симфонии Брукнера. Для этого нужно прожить целую жизнь, ощутить все ее перипетии, взлеты и падения. Я бы сравнил интерпретацию Мариса Янсонса с исповедью, особым молитвенным состоянием души. 

Бездны мироздания, запечатленные в возвышенных хоралах Брукнера, Марис Янсонс прочувствовал всем сердцем. Оркестр Концертгебау сиял во всем своем величии и великолепии.

Марис Янсонс: «Самая главная наша задача – доставить какую-то радость публике, чтобы она, хотя бы вот эти два часа концертного вечера, оказалась в каком-то особом духовном мире». 

Следующие концерты Амстердамского Королевского оркестра Концертгебау состоятся в Брюсселе и Париже. А весной Марис Янсонс выступит в столице Австрии с Венским филармоническим оркестром.

Виктор Александров из Золотого зала «Музикферайн», специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей