Когда в современной России упоминают об альте, то этот инструмент обычно ассоциируется с именем легендарного Юрия Башмета, который, кстати, на днях отметит свой юбилей. Однако в нашей стране немало ярких и самобытных альтистов, и среди них  особенно выделяется имя Михаила Кугеля – талантливого музыканта, композитора и блестящего педагога. Его очень редко сегодня можно услышать на концертной эстраде, артист больше сконцентрирован на педагогической сфере.

Между тем, если окинуть взором биографию музыканта, то в далеком теперь от нас 1975 году Михаил Кугель одержал триумфальную победу на Международном конкурсе альтистов в Будапеште, а затем больше двадцать лет проработал солистом Московской государственной филармонии, совмещая сольную карьеру с ансамблевой - в составе квартета им. Бетховена.

В 1990-х годах музыкант эмигрировал в Израиль, а затем перебрался в Бельгию, где поныне живет и работает в Генте в качестве педагога и почетного профессора местной консерватории. Михаил Кугель - основатель и президент Бельгийского альтового общества.

Музыкант существенно обогатил концертный репертуар для альта, сделав множество оригинальных транскрипций и обработок произведений мировой классики. Успехом пользуются его собственные сочинения для альта в ансамбле с разными инструментами.

Немалый интерес вызывают его литературные труды, среди которых книга 2002 года: «История одной эпохи. Интерпретация двух произведений для альта»: на примере исполнений Альтовой сонаты Шостаковича и Концерта для альта с оркестром Белы Бартока.

Михаил Кугель - человек невероятного ума и энциклопедических знаний, общаться с ним  одно  удовольствие. А на сцене артист воплощает свою яркую индивидуальность в мастерской и художественно убедительной игре.

Последний раз Михаил Кугель играл в нашей стране в 2009 году вместе с Лианой Исакадзе. Но вот снова решил навестить Россию. На сцене  Камерного зала Московского Международного Дома музыки состоялся необычный концерт с участием Михаила Кугеля и пианиста Бориса Березовского.

Интерес к этому проекту подогревался несколькими обстоятельствами: во-первых, незнакомым нам еще ансамблем, а во-вторых, исключительным репертуаром: три сонаты для альта и фортепиано – М.И.Глинки, А.Г.Рубинштейна и Д.Д.Шостаковича.

Программа вечера открылась сентиментальными звуками Неоконченной Сонаты для альта М.И.Глинки, вслед за которой Михаил Кугель и Борис Березовский блестяще исполнили сложнейшую Сонату Антона Рубинштейна.

Слушая игру этих выдающихся солистов, восхищаешься их сосредоточенной и вдумчивой исполнительской манерой, внутренней свободой интерпретаций и удивительной гармонией ансамбля. Альт Михаила Кугеля переливался множеством тембровых оттенков на фоне рельефных звучаний рояля Бориса Березовского.

Каким образом пересеклись артистические судьбы этих музыкантов?

Борис Березовский:  «Мы познакомились в Бельгии, где уже несколько лет живем. Признаюсь честно, я сразу попал под совершенно невероятное очарование этого человека. Михаил Кугель - остроумнейший, умнейший восхитительный музыкант, вообще такая личность легендарная. Он много по России успел поездить в свое время: в Сибири работал, и где только не был. Слушать его увлекательные рассказы про все эти гастроли доставляет мне массу удовольствий. В принципе, Михаил Кугель человек другого поколения.

Меня заинтересовала эта взаимосвязь сегодняшнего поколения, которое не помнит и не знает всех этих приключений той ушедшей эпохи. Поэтому, у меня и возникла такая мысль осуществить совместную программу. Кульминацией нашего сотрудничества стал проект Альтовых сонат русских композиторов, который мы вместе с Михаилом с радостью представляем московской аудитории».  

Михаил Кугель тоже всегда открыт для новых экспериментов и ярких программ с Борисом Березовским.

Михаил Кугель: «Играем мы вместе уже давно, даже диск записали. Получаем, как мне кажется, от этого  обоюдное удовольствие. У нас похожая с Борисом энергетическая зона.

Мы никогда не играли в России, одно из последних наших совместных выступлений я вспоминаю в парижском Лувре. А здесь возникла идея сыграть на концертной сцене редко исполняемую русскую программу  (здесь я не имею в виду Сонату Шостаковича). Это произведение сейчас в репертуаре многих альтистов мира. А вот Неоконченную сонату М.И.Глинки исполняют очень мало на сцене. Это считается консерваторским учебным репертуаром. Соната Антона Рубинштейна оказалась и вовсе незаслуженно забытой. Между тем, она по праву входит в золотой репертуар камерно-инструментальной музыки XIX века, когда для альта было написано крайне мало сочинений, особенно в России. Совершенно феноменальная соната, основанная на русских темах, удивительно красивая музыка…» 

Подлинным откровением вечера стало философское прочтение трагического полотна Д.Д.Шостаковича – Альтовой сонаты, соч.147, написанной незадолго до кончины автора.

Михаил Кугель утверждает, что без музыки российского композитора, вряд ли бы смог состояться как музыкант. 

Михаил Кугель: «Я с Шостаковичем когда-то очень коротко познакомился. На меня эта встреча произвела неизгладимое впечатление. Я видел несколько раз композитора, когда работал в Струнном квартете им. Римского-Корсакова, замечательном ленинградском ансамбле. Я написал не только книгу об Альтовой сонате, но также и сочинил Сюиту «Памяти Д.Д.Шостаковича», оркестровал его Сонату для альта, сделал большую развёрнутую партитуру. В принципе это произведение Мастера оркестровать достаточно сложно, ибо она написана очень скромными средствами для фортепиано. Мне пришлось просто дописывать целую полную партитуру.

Не знаю, без Шостаковича,  я, наверное, был бы другой музыкант. Он повлиял на меня колоссально!» 

- Чем Вам особенно дорога музыка Альтовой Сонаты? 

Михаил Кугель: «Музыка финала Сонаты Д.Шостаковича заканчивается цитатой из «Дон Кихота» - смертью героя Р.Штрауса. Вот отсюда то и следует идея, что музыка - это не совсем музыка! Это что-то наподобие последней исповеди, некого примирения. Композитор попросил прощения, и закончил свое последнее сочинение вполне религиозно».  

Публика Камерного зала Московского Дома музыки тепло приветствовала российских музыкантов, которые после возвышенной лирики Д.Д.Шостаковича исполнили пару бисов: прозвучали пьесы для альта и фортепиано Яна Бенды и самого Михаила Кугеля, чья «Молитва», основанная на православном знаменном распеве, искренне тронула сердца  слушателей.

Добавлю, что частый гость Москвы Борис Березовский в ближайшее время не собирается расставаться с камерным ансамблем. В середине февраля он выступит вместе с музыкантами Квартета им. Бородина в одном из филармонических концертов.

Виктор Александров из Камерного зала ММДМ, специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей