На сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге первая значительная оперная премьера сезона – «Дон Карлос» Джузеппе Верди.

Накануне 200-летнего юбилея со дня рождения Джузеппе Верди Мариинский театр уже в третий раз обращается к одной из лучших вокальных драм итальянского гения. Предыдущие постановки миланской версии «Дона Карлоса» 1976, 1992 и 1999 годов на сцене Кировского – Мариинского театра осуществили режиссеры Иосиф Туманов, Тимур Чхеидзе и Юрий Александров. 


На сей раз, музыкальный руководитель постановки Валерий Гергиев решился на дерзновенный шаг – выбрал пятиактную авторскую редакцию оперы («моденскую») на итальянском языке 1886 года.

Валерий Гергиев: «Я дирижировал в Метрополитен-Опера этой версией, неоднократно обращался и к миланскому варианту в нашем театре, в котором как раз отсутствует первая сцена «Лес Фонтенбло». Мне кажется, что сегодня в Мариинском театре, имеющем столь серьезный репертуар, достаточно много уделено внимания операм Верди, Пуччини и Вагнера.

Вместе с режиссером Джорджо Барберио Корсетти мы недавно вместе работали над новой постановкой «Турандот» Пуччини на сцене Ла Скала. Режиссер там очень серьезно зависел от технических параметров спектакля. Многие вещи доверены компьютерной графике,  в том числе и в данной постановке «Дона Карлоса». Мы обязательно доведем техническую сторону в этом спектакле. Тем более в этой работе, я надеюсь, очень скоро появятся: Анна Нетребко и Ольга Бородина, Алексей Марков и Ильдар Абдразаков, Екатерина Семенчук и Екатерина Губанова. Это лучшие голоса, которые сегодня могут петь в «Доне Карлосе» Верди, те чудесные певцы, на которых смело может рассчитывать любой оперный театр мира. Мы делали этот спектакль еще и в расчете на то, что он станет изумительной платформой для того, чтобы наши лучшие «вердиевские» голоса справлялись здесь. И костюмы замечательные! Ведь последние десять лет в мире, к сожалению, преобладала тенденция не обращать внимания на историзм, достоверность костюмов. Напротив – шли от обратного. Если Король Филипп II должен быть одет шикарно, значит одевать его попроще. Если перед вами рыцарь XVI столетия, то значит обязательно нужно одевать его  в костюм, или даже в офицерский китель. Ну, в общем, тенденция была опасно долгой и продолжительной. Мне кажется, такие режиссеры, творцы спектакля, которые все-таки возвращаются обратно к красоте и подлинности костюмов, в данном случае удачно сыграло на пользу спектакля».

Над спектаклем работали: режиссер и художник-постановщик Джорджо Барберио Корсетти, художники по костюмам – Кристиан Тараборрелли и Анджела Бушеми, видеопроекцию создали дизайнеры Лука Аттилии и Фабио Иакуоне.

В нынешней постановке «Дона Карлоса» на сцене пребладают темные тона: зимний лес Фонтенбло с усыпанными инеем раскидистыми ветвями могучих деревьев; черный занавес, на фоне которого разыгрывается драма страстей в заключительной сцене. Тьма неуклонно движется вместе с самими героями. Постоянно нагнетаемые страсти и безудержный страх диктуют поступки участников драмы. Слепой Великий Инквизитор сам является воплощением тьмы.

Таков и мятущийся король Испании Филипп II, мудрый правитель, пытающийся найти выход из духовного разлада с миром. В этой партии выступил один из лучших басов Мариинки Евгений Никитин. Незадолго перед тем, как исполнить роль Филиппа, артист выступил в роли царя Бориса в опере Мусоргского на сцене Мадридского театра Реал.

Воплощать на сцене столь сложные и неоднозначные характеры непросто, – полагает Евгений Никитин, - вкладываешь столько души и сердца в каждую работу…

Евгений Никитин: «Шиллер хотел продемонстрировать какие-то закулисные  качества характера своего героя. Ведь мы, скажем прямо,  знаем Короля Филиппа лишь с одной стороны – только как политика  довольно неумолимого.  А что было у него  в личной жизни, об этом ведь, по большому счёту, можно лишь догадываться.  Это просто выдумано художником.  У меня и стояла определенная задача  -  показать Филиппа с другой стороны, не только как сжигателя, но и человека, способного любить кого-то».  

Среди других участников постановки «Дона Карлоса» ведущие солисты Мариинского театра: Сергей Алексашкин (Великий Инквизитор), Виктория Ястребова (Елизавета Валуа), Злата Булычева (Принцесса Эболи), а также Виктор Луцюк – исполнитель заглавной роли Дона Карлоса.

Виктор Луцюк: «Очень интересная работа, хотя я до этого уже и пел несколько раз в предыдущих постановках «Дона Карлоса» на разных сценах мира. Тем не менее, сегодняшний день не заменит гамму настроений. То, что поставили итальянцы, и в таких потрясающих богатых костюмах, соответствующих эпохе и тому, как сам композитор это желал видеть. Ну а сам же я получил массу удовольствия от работы с маэстро Валерием Гергиевым, потому как, мы ведь действительно подошли по-особенному к данному спектаклю,  и он получился».   

В основе постановки единая конструкция, представляющая по замыслу режиссера, фасад безликого типового здания с тремя рядами окон (это же здание оборачивается то монастырскими кельями, то тюрьмой).

Режиссер спектакля Джорджо Барберио Корсетти поместил драму Шиллера и оперу Верди не в конкретное время, а в вечность, вне всякого временного контекста.

«Я не хотел создавать исторических реконструкций, история здесь - некий знак, намек»,  - признается Корсетти. 

Джорджо Барберио Корсетти, режиссер спектакля: «У меня есть свобода интерпретации, я могу играть с персонажами, менять их взаимоотношения, ставить в те или иные ситуации. Поэтому я и решил одеть героев в исторические костюмы. Они не буквально исторические, но соответствуют духу времени. Жанр оперы я вообще считаю для себя особым сокровенным миром и каждый раз открываю его заново…»

Основой визуализации послужили абстрактные изображения главных персонажей на каркасе здания, как реминисценции прошлого (Дон Карлос с мечом, мечтательная Елизавета, властительный Филипп).

Впечатляющая массовая сцена спектакля – аутодафе (день казни), когда на фоне праздного шума толпы мы видим опять же проекцию казненных еретиков, тела которых постепенно возносятся ввысь вместе с языками пламени страшного костра.

Не исключено, что новая постановка «Дона Карлоса» вскоре появится на второй сцене Мариинского театра, открытие которой намечено на начало мая 2013-го. Ну а творческий альянс Валерия Гергиева с Джорджо Барберио Корсетти продолжится постановкой оперы Верди «Макбет» на сцене Миланского Ла Скала в 2013 году.

Виктор Александров, Мариинский театр (Санкт-Петербург), корреспондент  р/ст «Орфей»

Вернуться к списку новостей