4 декабря в Камерном зале Московской филармонии при поддержке Музыкального фонда Эрнста фон Сименса (Германия) состоится концерт в рамках большого проекта «Новая Россия – Новая Европа», который ГАМ-Ансамбль проводит в концертном сезоне 2012/13.

Концерт носит название «В контексте»: в его программе звучит музыка, в основном, тех авторов из России и Европы, чьё творчество связано сразу с несколькими странами.

За 20 лет после распада Советского Союза успело сформироваться несколько новых творческих поколений. Они начинали свой путь в совершенно иных условиях, чем их «отцы» и «деды». Некоторые из наших композиторов живут ныне за рубежом, и их творчество находится на перекрёстке влияний родной культуры и культуры стран, в которых они находятся. ГАМ-Ансамбль считает для себя важной задачей способствовать сближению между композиторами-соотечественниками и представлять в нашей стране творчество тех, кто в настоящее время живёт в других странах.

 ГАМ-ансамбль, дирижёр Олег Пайбердин. Источник фото: meloman.ru

В этом смысле не нуждается в представлении София Губайдулина, чьё творчество – достояние всемирного значения. Александра Филоненко – композитор молодого поколения необычайно яркого дарования. Она проживает ныне в Германии и её музыка звучит у нас, к сожалению, слишком редко. Марина Шмотова – композитор столь же большого таланта, суверенного и не зависимого от диктата музыкальной моды, – постоянно живёт в Москве. Таким образом, нынешний концерт способствует сближению между русскими авторами «поверх» тех культурных контекстов, в которых они на данный момент находятся.

«Географическая мобильность» в эпоху глобализма характерна не только для наших соотечественников, но и для западноевропейцев. Европейские «герои» нашего сегодняшнего концерта – интереснейшие композиторы среднего поколения: швейцарец Беат Фуррер и итальянец Пьерлуиджи Биллоне (оба живут и работают в соседней Австрии), а также француз Марк Андре (ныне, подобно двум нашим соотечественницам, проживающий в Германии).

Творческая идея и концепция проекта принадлежит композиторам Антону Сафронову и Олегу Пайбердину (художественному руководителю ГАМ-Ансамбля). Они осуществляют его при поддержке Московской филармонии, ряда российских и зарубежных учреждений культуры, а также Музыкального фонда Эрнста фон Сименса (Германия), выступающего в качестве генерального спонсора всего проекта.

Самый первый концерт этой серии состоялся в марте 2012 года в Камерном зале Московской филармонии. На сегодняшний день в её рамках уже состоялись концерты и мастер-классы в самых разных городах России (Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Томск, Сургут и другие) с участием наших отечественных авторов и гостей из Европы – композиторов и исполнительских коллективов.

Исполнители: ГАМ-Ансамбль / Ансамбль «Галерея актуальной музыки»в составе:
Андрей Кравченко (саксофон)
Сергей Асташонок (виолончель)
Игорь Свиридов (фортепиано)
Сергей Чирков (баян)
Олег Пайбердин (художественный руководитель, дирижер)
 
В программе:
 
София ГУБАЙДУЛИНА (Россия / Германия)
In croce для виолончели и баяна
 
Беат ФУРРЕР (Швейцария / Австрия)
Voicelessness для фортепиано соло
 
Марк АНДРЕ (Франция / Германия)
iv 2 для виолончели соло
 
Марина ШМОТОВА (Россия)
Simple single для саксофона соло
 
Александра ФИЛОНЕНКО (Россия / Германия)
Sun of the sleepless... a beautiful mind для саксофона, виолончели и баяна
 
Пьерлуиджи БИЛЛОНЕ (Италия / Австрия)
Mani.Stereos для баяна соло
 
ГАМ-Ансамбль – молодой, но уже известный исполнительский коллектив. Он ставит перед собой задачу знакомить отечественную аудиторию с творчеством молодых композиторов России и Западной Европы. Суть проекта ГАМ-Ансамбля «Новая Россия – Новая Европа» – творческий диалог не только между Россией и странами Европы, но и между различными поколениями композиторов, а также между столицей России и её регионами.

ГАМ-Ансамбль / Ансамбль «Галерея актуальной музыки» создан в 2010 году композитором Олегом Пайбердиным. Многие музыканты коллектива являются солистами Московской филармонии. В программы ГАМ-Ансамбля включены произведения классиков отечественного и зарубежного музыкального авангарда XX века. Одной из главных задач ГАМ-Ансамбля является развитие актуальных областей современного музыкального творчества, где свободно сосуществуют его основные направления – новейшая камерная музыка, импровизация, визуально-акустические перформансы и видеоарт. Основная миссия ансамбля – исполнение новой музыки с акцентом на произведениях, написанных за последние 15-20 лет современными композиторами, проекты на пересечении музыкального, визуального и театрального искусства. ГАМ-Ансамбль тесно сотрудничает с современными композиторами, художниками, хореографами, режиссерами, аниматорами, мастерами слова и театра.

ГАМ-Ансамбль постоянно взаимодействует с Московской государственной академической филармонией и неоднократно принимал участие в программах Московской филармонии «Другое пространство», «Филармонический дебют», «Молодые таланты», «Живая дорожка». Кроме того, коллектив тесно сотрудничает с Союзом композиторов России, Московским Союзом композиторов, Государственным центральным музеем музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Государственным музеем истории ГУЛАГа, Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), Благотворительным фондом П. Юргенсона, с целым рядом российских и зарубежных партнеров – в том числе Немецким Гёте-институтом, Польским культурным центром в Москве, Новосибирской, Нижегородской и Уральской государственными консерваториями, Свердловской государственной филармонией, Мастерской новой музыки “Autograph” в Екатеринбурге, Музеем современного искусства PERMM в Перми, Галереей современного искусства «Стерх» в Сургуте. Коллектив многократно выступал на гастролях в России (Барнаул, Екатеринбург, Кемерово, Москва, Новосибирск, Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург, Сургут, Томск) и за рубежом (Франция, Польша, Украина, Казахстан).

В 2012 году проект «ГАМ-Ансамбль: Новая Россия – Новая Европа» получил поддержку Музыкального фонда Эрнста фон Сименса (Ernst von Siemens Musikstiftung, Германия) и включен в программу «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры Российской Федерации.

Одна из программ ансамбля по поддержке молодых авторов – приглашение ежегодных «композиторов-резидентов» (подобная инициатива в России появилась впервые). Гостем ГАМ-Ансамбля в 2011 году стал молодой российский композитор Александр Хубеев,в нынешнем 2012 году – Любовь Терская, в 2013 году «композитор-резидент» ГАМ-Ансамбля – Сергей (Сэ Хёнг) Ким. ГАМ-Ансамбль сотрудничает с независимым лейблом “Monopoly Records”. В планах коллектива – выпуск компакт-диска с произведениями, специально написанными для
ГАМ-Ансамбля молодыми российскими композиторами.

Пьерлуиджи Биллоне (Италия/Австрия)
 
Пьерлуиджи Биллоне, родился в 1960 году в Италии, в настоящее время живет в Вене. Учился у Сальваторе Шаррино и Хельмута Лахенманна. С 2006 по 2008 был приглашенным профессором композиции в Музыкальном университете в Граце, в 2009 – в Высшей школе музыки во Франкфурте, с 2010 – профессор Музыкального университета в Граце. Регулярно получает приглашения для проведения семинаров и лекций (Международная академия Ансамбля Модерн во Франкфурте, Консерватория Парижа, Консерватория Амстердама, Музыкальный университет Вены, Университет Гарвард в Бостоне, Колумбийский Университет (Нью-Йорк), Летние курсы в Дармштадте (2010), Академия Impuls в Граце (2011), Tzlil Meducan в Израиле (2011)). Среди наград – премия города Штуттгарта (1993), премия Бузони Берлинской Академии искусств (1996), Венская Международная премия по композиции (2004), премия Эрнста Кренека от города Вены (2006) и грант музыкального фонда Эрнста-фон-Сименса (2010). Сочинения исполняются на таких фестивалях как Donaueschinger Musiktagen, Wien Modern, Wittener Tagen für neue Kammermusik, Ars Musica Bruxelles, Festival d’Automne в Париже, Huddersfield Contemporary Music festival и транслируются крупнейшими радиостанциями Европы (BBC, WDR, SDR, BRD, NDR, ORF, DRS, RCE, RF). Сочинения записаны на лейблах Kairos, Stradivarius, Col-legno, Durian, EMSA, ein_klang.
 
Марк Андре, композитор (Франция/Германия)
 
Марк Андре, родился в 1964 году в Париже. Изучал анализ, композицию, контрапункт и гармонию с Клодом Балифом и Жераром Гризе в Высшей консерватории в Париже, которую окончил в 1992 году с шестью первыми премиями. В 1993 защитил диссертацию на тему «Музыкальные возможности Ars subtilior» под руководством Оливье Бульнуа и Филиппа Вандри. В 1994-97 учился у Хельмута Лахенманна в консерватории Штутгарта, в 1996 занимался у Вольфганга Рима в Дармштадте.

Марк Андре был резидентом Академии Schloss Solitude, Виллы Медичи, обладатель композиторской премии города Штутгарта, премии Blaue Brücke, премии Франкфуртской оперы, премии фонда Эрнста фон Сименса, премии Кристофа и Стефана Каске, премии Гига-Гертц, оркестровой премии фестиваля Донауэшинген, премии Кранинштайнер
в Дармштадте, премии Академии искусств Берлина, стипендиат экспериментальной студии фонда Хайнриха Штробеля во Фрайбурге, и Берлинской программы для деятелей культуры, кавалер Ордена литературы и искусств Франции.

Марк Андре преподавал на Курсах новой музыки в Дармштадте (1998, 2006, 2010), в консерватории Франкфурта на Майне в 2001, на Европейкой академии фестиваля в Экс ан Провансе, на фестивале Такефу в Японии и в Руайомоне во Франции. Преподавал контрапункт и инструментовку в консерватории Страсбурга. С 2009 года Марк Андре профессор композиции в консерватории Дрездена.
 
Беат Фуррер (Швейцария / Австрия)
 
Один из крупнейших современных австрийских композиторов, по происхождению – швейцарец. Родился в Шаффхаузене в 1954 году, в 1975 переселился в Вену, где обучался композиции у Романа Хаубенштока-Рамати, дирижированию – у Отмара Зуйтнера. В 1985 году организовал всемирно известный ансамбль Klangforum Wien, которым руководил до 1992 года. Музыка Фуррера отличается сложностью и изобретательностью приемов, в ней очевидны воздействия пластических искусств, литературы и джаза. Фуррер – лауреат многих композиторских премий, в том числе у себя на родине. Стипендиат фонда Сименса (1992), лауреат «Золотого льва» Венецианского биеннале 2006 года (за оперу для «театра звуков» FAMA).
 
Марина Шмотова (Россия)
 
Марина Шмотова, родилась в 1959 году в Иркутске, в настоящее время живет в Москве. Окончила Институт имени Гнесиных и аспирантуру, где училась у Н.И. Пейко, Г. И. Литинского, А. Г. Чугаева, С. С. Беринского. Лауреат I международного конкурса по композиции имени С. Прокофьева. Член Союза композиторов и Союза театральных деятелей.
Участвует в российских и зарубежных фестивалях современной музыки (Бельгия, Бразилия, Америка, Италия, Хорватия), в т. ч. Le Printemps de Paris (Франция, 2010), De russen сomen (Бельгия, 2010), «Таруса зимняя» (Таруса, фонд С.Рихтера, 2010), Music Biennale Zagreb (Хорватия, 2009). Удостоена Гранта Президента России (проект «Молодые композиторы – Москве, 2004). В 2009 награждена медалью Союза московских композиторов «За содружество, за вклад в развитие и пропаганду современной музыки». Продюсер и ведущая «Музыкального Клуба Сергея Беринского» – творческие встречи с композиторами. Жанровый спектр её творчества необычайно широк: здесь есть место инструментальной и вокальной миниатюре, симфонической поэме, концертной и хоровой музыке, музыке к драматическим спектаклям и кино.
 
София Губайдулина (Россия/Германия)
 
София Асгатовна Губайдулина (24 октября 1931, Чистополь, Татарская АССР) – российский композитор, с 1991 живет в Германии. София Губайдулина родилась в городе Чистополь, Татарская АССР. Отец – Губайдулин Асгат Масгудович, инженер-геодезист. Мать Губайдулина Федосия Федоровна, урожденная Елхова, педагог. Дед, Масгуд Губайдулин, был муллой. Сама Губайдулина исповедует православие. В 1932 г. семья переехала в Казань. В 1935 София поступила в музыкальную школу. С 1946 по 1949 училась в казанской Музыкальной гимназии по фортепиано (класс М. А. Пятницкой) и композиции, а с 1949 по 1954 в Казанской консерватории по классу композиции у Альберта Лемана, а также по классу фортепиано у Григория Когана. В 1954 г. поступила в Московскую консерваторию, класс композиции Юрия Шапорина, а затем Николая Пейко, класс фортепиано Якова Зака. Сталинская стипендиантка. В 1963 г. окончила аспирантуру Московской консерватории по композиции у профессора Виссариона Шебалина. Важным было для нее в эти годы слово-напутствие, сказанное ей Дмитрием Шостаковичем: «Я вам желаю идти вашим “неправильным” путем».

В 1969-1970 Губайдулина работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки в музее имени А. Н. Скрябина и написала там электронную пьесу Vivente – non vivente (Живое – неживое, 1970). Губайдулина писала также музыку для кино. Всего она написала музыку к 25 фильмам, включая «Маугли» (мультфильм, 1971) и «Чучело» (реж. Р. Быков, 1983). С начала 1970-х годов подружилась с Петром Мещаниновым (муж с 1992), пианистом, дирижером ряда ее произведений и теоретиком музыки, оказавшим значительное влияние на числовые расчеты в технике музыкальной композиции Губайдулиной. С 1975 г. выступала с импровизациями в составе ансамбля «Астрея» вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артемовым.  В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова ее музыка подверглась жесткой критике, и Губайдулина попала в так называемую «хренниковскую семерку» – «черный список» 7-ми отечественных композиторов. В 1991 году Губайдулина получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе. С 1992 года живет в г. Аппен под Гамбургом, сохраняя российское гражданство.

Губайдулина – один из самых крупных и глубоких композиторов второй половины XX века. По мнению многих, это самая выдающаяся женщина-композитор современности. В ее творчестве чувствуется стремление к органичному объединению свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений духовно-религиозного порядка. Через веру она приходит и к смыслу творчества. Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым Губайдулина входит в так называемую «троицу» московских композиторов авангардного направления.
 
Александра Филоненко (Россия/Германия)
 
Окончила Московскую консерваторию по классу композиции у В. Тарнопольского и по классу оркестровки у Э. Денисова. В 90-е годы переехала в Берлин. Стипендиат различных институций, в том числе: Akademie der Künste Berlin, Künstlerhaus Wiepersdorf, Musikakademie Rheinsberg, Künstlerhaus Lukas (Ahrenshoop), Akademie Schloss Solitude, Künstlerhaus Schreyqhn, Villa Massimo / Casa Baldi (Италия). Обладатель престижных премий Händelfestspiele, „Arbeiten mit Arditti“ des Künstlerhaus Boswil (Швейцария), Gerauer Orchesterwerkstatt, Kompositionswettbewerbers Deutsche Oper, „Operare 2007“ (Zeitgenössische Oper Berlin).

 

Вернуться к списку новостей