История театрального костюма с Анной Пахомовой

 

Об авторе

Пахомова Анна Валериевна – профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.

Наверное, у многих город Зальцбург ассоциируется с гением музыки Моцартом. Этот небольшой город в Австрии – его родина. Память о великом музыканте определяет не только историческую или туристическую ценность современного Зальцбурга, а также и духовную жизнь города, где кукольный театр занимает ее весомую часть. Речь идет о знаменитом кукольном театре и не простом, а оперном.

Культ Моцарта царит в городе. Именно этот факт послужил основной причиной создания в 1913 году оперного театра марионеток. Его основатель житель Зальцбурга скульптор и профессор технического колледжа Антон Айхер (1859-1930). Замыслы были грандиозными: репертуар кукольного театра составят все оперы гениального земляка, а где же будет место будущего театра?   Конечно рядом с оперным театром, где в основе репертуара также оперы Моцарта. Лучше и придумать нельзя! Антон в молодые годы играл в кукольных спектаклях любительского театра Папы Шмидта в Мюнхене, так что практический опыт у него был, а любовь к кукольному театру сохранилась.


Слева: Профессор Антон Айхер, основатель Зальцбургского театра марионеток / Справа: Папагено. Марионетка. Опера В.А. Моцарта «Волшебная флейта»

На самом деле, если заглянуть вглубь истории, Венский театр марионеток начал свое существование в июле 1777 года, т.е. за полтора века до того, как Айхер создал свой театр, когда Клеменс Венцель Саксен курфюрст и архиепископ г. Трира посетил Вену. Главным подарком в честь его приезда было зрелище, которое перевернуло его дальнейшее представление о жизни – это игра оживающих под рукой мастера человеческих фигур и предметов, дающих воображению пищу для толкования аллегорического содержания. Увиденное произвело такое сильное впечатление на курфюрста, что он долгое время не мой прийти в себя, размышлял, проводя параллели между жизнью кукол, управляемых при помощи веревочек и своей собственной. Всем жителям Вены и придворным, кто увидел тогда представление и игру актеров,  так понравился спектакль, что буквально на следующий день началось строительство театра.

И третий период возрождения венского театра марионеток датирован 1994 годом. Здесь инициаторами стала супружеская пара Хайрзер. Они  сами мастерили кукол, создавали костюмы для них и декорации. В репертуаре театра около десяти оперетт. Самые популярные - «Дунайский вальс» Иоганна Штрауса, «Алладин и волшебная лампа», не только знакомят детей с музыкальной классикой, но и увлекают ярким сказочным сюжетом с колоритными героями. И, конечно же, «Волшебная флейта» и получасовой романтичный балет «Маленькая ночная музыка» на музыку Моцарта.


Слева: Марионетки. Спектакль «Дон Жуан» / Справа: Марионетка. Спектакль на музыку Оффенбаха по сказкам Гофмана

Прошло немало времени, прежде чем театр приобрел нынешние очертания.  Он пережил обвал, реставрацию, годы одиночества, реконструкцию и многие другие факторы воздействия, сказавшиеся на его облике. 

С театром сотрудничают знаменитые музыканты деятели культуры профессор Пауль Ангерер и профессора Герхард Тёчингер (руководители Консилиум Музикум Вены).

Совершенно фантастически воспринимается спектакль о Штраусе. Вальс «На прекрасном голубом Дунае» принес композитору мировую известность.

На сцене разворачивается удивительное  зрелище: вокруг поют птицы, снеговики танцуют балет, фигурист делает замысловатые пируэты. Марсель Прави приводит Иоганна и его жену Етти сюда. Он начинает рассказывать «Легенду о дунайской русалке», которая вскоре появляется и предостерегает рыбака и его сына от наводнения. Благодаря этой русалке прилив Дуная не причиняет  особого ущерба, а сын рыбака настолько очарован дунайской русалкой, что следует за нею в воду. Под звуки вальса «На прекрасном голубом Дунае» справляют свадьбу в подводном дворце князя Дуная. В спектакле следующие музыкальные номера: «На прекрасном голубом Дунае», опус 314, вальсы Иоганна Штрауса сына, 1867; «Первая мысль» - самая первая композиция Иоганна Штрауса сына, 1832; «Радетский марш» Иоганна Штрауса (старшего), 1884; чардаш из оперы «Рыцарь Пасман» Иоганна Штрауса, 1892; «Пиццикато полька» Иоганна и Йозефа Штрауса, в 1869; фрагменты из оперетты «Летучая мышь», 1874; «Tик-Так» полька, опус 365, «Летучая мышь», 1874; «Мотор кадриль», опус 129; «Русалка Дуная», опус 427; вальсы из «Simplicius», 1888; «На прекрасном голубом Дунае», опус 314.


Слева: Опера Дж. Россини «Сивильский цирюльник» / Справа: Опера В.А. Моцарта «Похищение из сераля»

Другая знаменитая опера в двух действиях Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта» тоже идет в кукольном театре.

Первая постановка оперы была в Вене 30-го сентября 1791 года в «Театре де Фреихозе на Виден» имела огромный успех, был аншлаг, шла она много лет. Главным бенефициарием этого успеха был Эмануэль Шиканедер, либреттист, директор и актер (в роли Папагено). 7-го октября 1791 года Моцарт написал своей жене Констанце, которая была на лечении в Бадене: «Моя дорогая жена, я только что возвратился из оперы. Зал был полон как всегда, дуэт и колокола в первом акте были повторены как обычно, как и трио мальчиков во втором акте. Опера, кажется, становится очень популярной...». Увы, композитору не суждено было наслаждаться грандиозным успехом своего творения в полной мере – он умер девять недель спустя после премьеры.

Художники спектакля учли особенности местонахождения самого театра марионеток на территории парка и дворца Шёнбрунн. В постановке отражаются все красоты окрестностей дворца. Аллеи парка, римские руины, зоопарк, павильоны служат декорациями для кукол-артистов, что для коллег большой оперы невозможно воссоздать.   Кукольная опера длится 1 час 15 минут с антрактом. Режиссер: профессор Герхард Тёшингер, сценография: Эрикa Эбнер, костюмы: Кристина Хирцер-Риглер.

Марионетки. В.А. Моцарт. «Женитьба Фигаро»

В кукольной версии Вольфганг Амадей Моцарт сам рассказывает историю своей «Волшебной флейты», которая в редакции театра, случилась прямо здесь, в Шенбрунне.

Марионетки здесь совершенно особенные. Их невозможно спутать с «артистами» других кукольных театров мира. Они выразительные и очень характерные. В начале статьи я уже рассказала об основоположнике  изобразительной подачи  Антоне Айхере – скульпторе, владеющем средствами художественной выразительности в полной мере. Создание образа марионетки – ключевой момент. «Прекрасная скульптура марионеток с филигранной проработкой лиц; костюмы из натурального шелка, старинных кружев, тонкого бархата; виртуозное искусство зальцбургских кукловодов; музыка и пение, записанные в исполнении лучших оркестров и солистов; изящные декорации и замечательный свет заставляют зрителя оторваться от повседневности и левитировать в мир волшебства, творимого на глазах»[1].

Сценограф - кто отвечает за декорации - на своём этапе должен принимать во внимание специальные требования для марионеток. Здесь важно учитывать и то, как падает свет на куклу, и ее пластические особенности, цветовое и стилевое художественное решение костюма и образа в целом. Как она будет «жить» в пространстве сцены, театра. 


Марионетки. Опера В.А. Моцарта «Вошебная флейта»

Каждая марионетка – это авторская работа с подписью скульптора на ней. Именно скульптор создает выражение лица, отличительные внешние черты каждого персонажа. В качестве материала используются различные породы дерева:  легкая сосна для головы и ног, а упругая и более тяжелая американская липа идет для изготовления рук. Создание куклы требует высокого мастерства. Ведь она должна легко передвигаться, копируя движения человека. Кукла создается постепенно, подетально, а заключительным этапом является точный сбор составных частей. Помимо древесины материалами часто служат кожа и полимеры.


Марионетки. Опера В.А. Моцарта «Вошебная флейта»

Сегодня в театре за костюмы марионеток отвечает Кристин Хирцер-Риглер.  Она говорит, что очень важно, чтобы куклы были одеты в костюмы из мягких, слегка обтягивающих и струящихся тканей – это способствует достижению плавных и реалистических движений марионеток. В основном костюмы шьются из шелка и кружева. Ткани для костюмов красят и расписывают вручную лишь после того, как костюмы полностью сконструированы для каждой конкретной марионетки. Завершающей стадией является «подгонка» костюма по фигуре, его дошивание уже на кукле. Все костюмы ручной работы. Сами марионетки, костюмы, декорации и сценическая техника изготовляются в собственных мастерских Театра марионеток в замке Шёнбрунн в процессе хлопотливой и кропотливой работы в сотрудничестве с известными режиссерами, декораторами и костюмерами.  Каждая марионетка – законченный образ с ярко выраженным характером. Гордостью зальцбургской кукольной оперы ее «визитной карточкой» стал птицелов Папагено из оперы «Волшебная флейта». Персонаж этот абсолютно фантастический, полуптица-получеловек. Это ощущение возникает у зрителя из-за костюма, выполненного из разноцветных перьев и необыкновенной пластики движений – вспархивает на дерево с легкостью певчей птицы, такие возможности есть только у марионеток, артистам оперного театра это не подвластно.


Марионетки. Спектакль на музыку Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае»

Размер сцены, где происходит игра марионеток, составляет 3 метра на 1 метр  20 сантиметров. Во многих спектаклях, художники театра воссоздали первоначальное оформление опер Моцарта и других спектаклей, благо в каком-то смысле кукольная сцена дает этому больше возможностей, т.е. спектакли идут в оригинальном оформлении, только в масштабе.

Современная технология сцены, осветительная техника и прочее позволяют создавать иллюзию, что кукла говорит, поет и двигается сама. От кукловода требуется абсолютное владение искусством управления марионеткой – сложнейшие ракурсы и плавность движений. В фонограммах используются высококачественные записи известных рассказчиков и актёров, которые озвучивают главных героев. Для того чтобы достигнуть прекрасного звука, в театре установлено лучшее звуковое оборудование.


Марионетки. Опера для детей «Гензель и Гретель»

Театр марионеток в замке Шёнбрунн возрождает и поддерживает традицию художественной игры раритетными марионетками, за что и был многократно премирован престижными театральными наградами. На сцене представлен мир в миниатюре, собственно это и определяет притягательность такой художественной формы. Оживающие в руках кукловода фигурки  и развертывающиеся посредством их действий сюжеты побуждают воображение зрителей уноситься в самые фантастические миры.

Поддерживаемые традиции средневековых кукольных представлений в театре марионеток в замке Шёнбрунн культивируют веками сложившуюся художественную форму, уникальную по своему виду  в мировой практике и весьма характерную для Австрии.


Marionettentheater Schloss Schonbrunn / Дизайн, эскизы


Marionettentheater Schloss Schonbrunn / Изготовление кукол и постройка декораций


В этой статье автор использовала материалы сайта Зальцбургского театра марионеток: http://www.marionettentheater.at/


[1] Куклы мира. С. 41

Вернуться к списку новостей