Нерушимый мир искусства, как показывает практика, тоже подвластен веяниям капризной моды. Музыкальный театр как наивысшее достижение человеческой мысли в сфере прекрасного отражает все метаморфозы, происходящие в окружающем нас мире. Минимализм и милитаризм, как главные тренды сезона, сегодня царят не  только на подиумах, но и в современной опере в России.  Экономия выразительных средств в музыке, аскеза в решении сценического пространства, камерность составов и война мнений, бушующая вокруг постановок, доминирующий серый цвет и тоска по героическому прошлому - вот основные составляющие спектаклей последнего времени.

2012 год, в целом, примечателен бурным всплеском общественного внимания к сфере музыкального театра. Вектор задал фестиваль «Золотая маска», под эгидой которого весной состоялся круглый стол «Современному театру – современная опера». Жаркая дискуссия, в которой участвовали известные музыкальные критики, режиссёры и композиторы, стала первой масштабной попыткой осмысления сложившейся ситуации в музыкальном театре. Именно тогда Василий Бархатов впервые заявил об основании "Опергруппы" и создании пилотного проекта -  "Лаборатории современной оперы" при поддержке Министерства культуры РФ. Результатом деятельности этого арт-сообщества уже стало осуществление двух постановок: "Святой Франциск" Сергея Невского в Большом театре и "Сны Минотавра" Ольги Раевой в Театре наций. До конца года нас ждут ещё два спектакля, привлекающих экстравагантностью замысла и сулящих увлекательные аттракционы его воплощения.

Опера "Святой Франциск" Сергея Невского на сцене Большого театра. Источник фото: www.snob.ru

Другой путь преодоления дистанции между современной академической музыкой и публикой в этом году продемонстрировал композитор Владимир Мартынов. При участии некоммерческого негосударственного учреждения культуры «Галерея Система» был организован цикл встреч, под названием «Vita Nova». Как искусный садовник в оранжерее,  Мартынов постепенно подготавливал благоприятную почву для восприятия своих произведений увлекательными рассказами из истории искусств. Совместно с Татьяной Гринденко и ансамблем Opus Posth он взлелеивал свою аудиторию мастерским исполнением не только собственных сочинений, но и Ксенакиса, Гласса, Кейджа, создавая необходимый культурный контекст и даря бесценный слушательский опыт.

Магистральной целью этих встреч изначально было осуществление постановки многострадальной оперы Мартынова по мотивам поэмы Данте «Vita Nova». Для этого впервые в истории современной академической музыки был применён новый маркетинговый инструмент - краудфандинг. Речь идёт о привлечении живых денежных средств для реализации будущего проекта.  Пример цикла «Vita Nova» показал, что сегодня самый эффективный метод - непосредственный контакт со своей аудиторией. Однако в итоге, встречи с Мартыновым и его музыкой создали не только финансовую платформу для постановки оперы, но и сформировали сплочённый круг адептов и почитателей его искусства.

Семь нот - один Гвидо

«Она была так далека, казалось,
Но улыбнулась мне. И бросив взгляд, 
Вновь отвернулась к Вечному светилу»

Данте "Божественная комедия"

Перед тем, как с головой уйти в работу над постановкой «Vita Nova», организаторы дали заключительный приём  в Башне на Милютинском переулке. Хотя это экстравагантное место недавно появилось на культурной карте столицы, оно уже привлекает ценителей необычных пространств и экспериментальных арт-объектов, которым чужд традиционный институт концерта. Вот что говорит об этом генеральный директор галереи «Система» Екатерина Хольм: "Я не могу эстетически переносить концерты классической музыки, этой пассивности восприятия в концертном зале, этой искусственности ситуации.  Я не могла слушать музыку лет десять, хотя я - сама музыкант и из музыкальной семьи. Владимир Мартынов развеял это моё состояние категоричным отрицанием авторства. Культ личности композитора, который давит на тебя, заставляет подчиняться, исчезает, его просто нет. Для меня наступило волшебное время, когда я снова смогла слышать и слушать музыку".

Исполнение оперы "Упражнения и танцы Гвидо". Источник фото: http://planeta.ru

Арктический холод, царивший под сводами первого построенного в Москве небоскрёба, заставлял присутствующих поплотнее запахивать полы своих пальто в стиле милитари и уповать на согревающую силу искусства. "Прекрасный апокалипсис", о котором в своей вступительной лекции вдохновенно вещал Владимир Мартынов, казалось, наступал уже сегодня.  Философ от музыки в своей пламенной речи призывал прекратить "говорить ужасно об ужасном", как это делали весь XX век радикальные композиторы-авангардисты. Мартынов ищет истоки будущей гармонии в искусстве далёкого прошлого, притаившегося в IX-X веках, когда даже Апокалипсис изображали ослепительно красиво и чрезвычайно выразительно. И это не поза, а осмысленная позиция. 

Владимир Мартынов. Источник фото: http://planeta.ru

Среди гостей вечера был и известный дирижёр Владимир Юровский, который ответственен за первое концертное исполнение оперы «Vita Nova» за рубежом. В ходе лаконичного брифинга маэстро рассказал о своём видении постановки этой "оперы об опере": "С моей точки зрения, это произведение, несмотря на всю монументальность замысла,  - абсолютно камерное. После исполнения «Vita Nova» в Нью-Йорке я понял две вещи: во-первых, эта опера не предназначена для концертного исполнения, оно вредит этому сочинению, во-вторых, публика, исполнители и особенно критики должны по-настоящему готовиться к восприятию этой музыки. В зарубежных драматических театрах существует практика, когда после генеральной репетиции, спектакль идёт две недели, иногда даже до месяца доходит,  - это называют "preview", предварительные показы. На них сгоняют всех, кроме критиков. И потом только играют премьеру. Если бы мне дали карт-бланш, то для «Vita Nova» я бы сделал так же, за исключением одной детали - привёл бы критиков, но запретил бы им писать. Главная цель сегодня - это найти правильное помещение для премьеры оперы. Как и в любой мистерии, в «Vita Nova» нет разделения на участников и публику, все взаимосвязаны.  Вагнер в своё время, когда начал писать свою тетралогию, изначально имел такой план: построить специально для представления театр на берегу Рейна, исполнить "Кольцо" и сжечь этот театр. Для меня идеальная ситуация  - это постановка в рамках фестиваля".

Владимир Юровский. Источник фото: http://planeta.ru

Для символического прощания с первым сезоном цикла было выбрано концертное исполнение оперы Владимира Мартынова "Упражнения и танцы Гвидо", написанная в 1997 году по заказу немецкого фестиваля "Сакро-арт-97". Герой оперы, Гвидо - своего рода Моисей в музыке. Он пришёл в этот мир, чтобы дать нотацию. Именно ему мы обязаны появлению нотного стана и привычным названиям нот. Однако в понимании Мартынова Гвидо  - этакий анти-Мессия, с которого началась эпоха упадка, время саморазрушения музыки.

Суровый колорит григорианского хорала, открывавшего музыкальное действо, как нельзя более соответствовал аскетичности и ироничности помещения. Написанная для хора, солистов и струнного ансамбля с челестой, эта опера создаёт впечатление, похожее на то чувство, когда стоишь перед "Тайной вечерей" Леонардо в Санта-Мария-делла-Грация - вечности.

Произведение Мартынова представляет собой любопытный сплав григорианского хорала, барочных арий в духе Генделя и Баха, постромантических каденций и роковых риффов. Мартынов в рамках этого произведения осуществил совмещение веков и стилей в одно музыкальное пространство. В качестве проводников в этом увлекательном путешествии по волнам музыкальной памяти выступили: солисты - харизматичный тенор Тигран Матинян, обворожительное меццо-сопрано Галина Мурадова, которая участвовала в первом исполнении этого сочинения в Германии, и матовое сопрано Лилия Гайсина, хор "Мастера хорового пения" под управлением Льва Конторовича и струнный ансамбль Академии старинной музыки под руководством Татьяны Гринденко.

Вслушиваясь в заключительный истаивающий хрустальный пассаж, вдруг понимаешь, что если бы Уолт Дисней захотел снять мультипликационное кино о Гвидо из Ареццо, то музыка Мартынова подошла бы идеально.

Постлюдия в трёх диалогах

Обычно томное гуляние на afterparty после прослушивания оперы Мартынова обернулось настоящим культурологическим дискурсом. В ходе спонтанно возникавших диалогов выяснялись интереснейшие детали.

Оказывается, увлечение творчеством Владимира Мартынова у современной Надежды фон Мекк, восторженной меценатки Екатерина Хольм началось с двух его произведений: "Страстных песен" и "Stabat Mater": "Для себя я поняла, что музыка, написанная Владимиром Ивановичем - это не им написанная музыка, а музыка, которой место быть. Она звучит и будет звучать и так, помимо наших концертов. К ней не надо подходить с позиций, что "эта музыка будет иметь слушателя". Нет. Это мы обретём её, она возвращается к нам. У нашего поколения закрыто сердце, мы боимся боли, боимся любви, боимся всего, а с этой музыкой к нам возвращается понимание всех простых и великих истин".

Владимир Юровский тоже раскрыл интригу своих отношений с музыкой Мартынова: "Мой роман начался со сценической версии произведения Владимира Ивановича "Плач пророка Иеремии", показанной в девяностые годы в Берлине. Я получил мощное впечатление на всю жизнь, поэтому я хочу, чтобы и оперу «Vita Nova» мы поставили так, что человек, увидевший это, не остался равнодушным". Маэстро считает, что предварительно слушателя надо подготовить для правильного восприятия «Vita Nova» прослушиванием, прежде всего, музыки самого Мартынова, но также и всего багажа, накопленного многовековой историей западноевропейской музыки.

Владимир Юровский: "Специфика композиторской техники Владимира Ивановича состоит в создании текста о тексте, музыки о музыке. Основная проблема слушателей, которые пришли на лондонскую премьеру,  - неподготовленность. Они восприняли сладчайшие мелизмы и рулады за чистую монету, не услышав иронического комментария. Мартынов очень прост для восприятия, и это вводит в заблуждение".

Сопрано Лилия Гайсина. Источник фото: http://planeta.ru

Мысли, высказанные маэстро, энергично подтверждает Татьяна Гринденко, по мнению которой "проект оперы «Vita Nova» просто необходим нынешней российской действительности. У Владимира Ивановича есть уникальное свойство: его музыка буквально источает свет. Этого света в нашей стране так мало, и по климатическим причинам, и по моральным, что ему просто надо дать забрезжить".

Все трое сходятся на том, что музыка Мартынова напоминает солнечную сферу и каплю расплавленного золота одновременно. Раскрываясь, она дарит нам тайну далёких светил.

На этом, однако, циклы музыкальных тематических вечеров при поддержке галереи "Система" не заканчиваются. О планах рассказала Екатерина Хольм в лирическом образе тургеневской барышни: "В ближайших планах у нас вечер, посвящённый музыке американского композитора Джорджа Крама. В течение всего года мы будем проводить репетиции, набирать людей для постановки. Будем бороться с Владимиром Ивановичем, мириться с Владимиром Ивановичем. На февраль запланирована следующая серия встреч на фоне художественных экспозиций. Начинаем "Страстными песнями" Мартынова в исполнении ансамбля Opus Posth. Это очень сильная, обладающая мощной энергией музыка. В ней есть некий имперский тон.  Именно с неё должен начинаться год каждого человека".

Материал подготовила Елена Кравцун


Ранее по теме:

"Предвосхищая время, или Три причины услышать Владимира Мартынова" - о старте цикла встреч с крупнейшим композитором современности, писателем и виртуозным музыкантом Владимиром Мартыновым.

Музыкальная история in style of лофт - о запуске новой арт-площадки в Башне на Милютинском и продолждении встреч с композитором и философом Владимиром Мартыновым под названием «Vita Nova», проходящих под патронатом галереи современного искусства «Система».

Вернуться к списку новостей