27 апреля – день памяти Мстислава Ростроповича. С утра на Новодевичьем кладбище к могиле музыканта стекаются люди, приносят цветы. В полдень состоялась гражданская панихида в память о Маэстро. Его лучезарная улыбка, светлый добрый взгляд озаряли каждого, кому приходилось общаться с этим гениальным артистом.

Музыкальное приношение Мстиславу Ростроповичу в течение месяца адресовали прославленные российские и зарубежные оркестры, выдающиеся дирижеры и солисты, его коллеги, многим из которых посчастливилось общаться и сотрудничать с Ростроповичем. 

В Москве концертами римского оркестра Национальной Академии Санта Чечилия под управлением сэра Антонио Паппано завершается грандиозный Третий международный музыкальный фестиваль Мстислава Ростроповича. Выступление итальянских музыкантов на сцене Колонного зала Дома Союзов вызвало восторг аудитории. 


Среди большого количества оперных оркестров, Санта Чечилия – первый в Италии коллектив, исполняющий также и симфоническую музыку. Музыканты сотрудничают с Хором академии Санта Чечилия. С 1908 по 1936 гг. концертные сезоны оркестра проходили в театре Августео, где раньше находился Мавзолей императора Августа, а с 1958-го - в Аудитории Папы Пия XII в Риме. В середине февраля 2003 года оркестр переехал в крупнейший концертный комплекс Италии – Аудиториум Парко делла  Музика.

В нашей стране оркестр Национальной академии Санта Чечилия впервые выступил в 2003 году на фестивале «Звёзды белых ночей» в Санкт-Петербурге с итальянским дирижёром Карло Рицци, а Москву итальянцы посетили пять лет назад, приняв участие во Втором фестивале симфонических оркестров мира вместе со своим художественным руководителем, маэстро Антонио Паппано. Сегодня это самый молодой и авторитетнейший дирижер из когда-либо приглашавшихся в этот оркестр. В канун Нового 2012 года Антонио Паппано был возведен королевой Елизаветой II в рыцарский сан.

По версии журнала «Classic FM» оркестр Национальной академии Санта Чечилия сегодня входит в десятку лучших оркестров мира.

Среди российских дирижеров, постоянно сотрудничающих с Академией Санта Чечилии, стоит отметить Валерия Гергиева, а также Юрия Темирканова, который несколько дней назад провел серию концертов в Риме. Антонио Паппано прибыл в Москву из Кельна после гастрольного турне с Венским филармоническим оркестром.

Чем же дорог итальянский оркестр сэру Антонио Паппано? Какие основные принципы работы с музыкантами Санта-Чечилии он исповедует? 

Антонио Паппано: «Когда дирижёр стоит перед оркестром, он должен иметь очень ясное представление, идею того, что он хочет передать оркестру прежде всего. Потому что сейчас в мире очень много высокопрофессиональных оркестров и музыкантов. Практически, все оркестры на очень высоком уровне. Нужно, чтобы музыкант, дирижёр понял свою индивидуальность и мог её передать слушателям, передать оркестру. Но, так как музыка, вообще, сама по себе драматична, и любое музыкальное сочинение это уже какой-то рассказ, то, исполняя данную музыку, я уже сам для себя изобретаю определенную историю и пытаюсь ее передать вместе с музыкой». 

Первый концерт оркестр Национальной академии Санта Чечилия под руководством сэра Антонио Паппано посвятил немецкой и итальянской музыке. Вечер открыла Четвертая симфония Роберта Шумана, исполненная музыкантами на одном дыхании.

Антонио Паппано очень востребован и как оперный дирижер (он возглавляет Королевскую Оперу Великобритании – знаменитый театр Ковент Гарден), поэтому второе отделение по праву было отдано симфоническим фрагментам из итальянских опер – прозвучала музыка Д.Россини, Д.Пуччини, Д.Верди и А.Понкьелли.

Антонио Паппано дирижировал с такой энергией, темпераментом и воодушевлением, что в одном из симфонических эпизодов развернутого Вступления к «Аиде» Верди, внезапно выронил из рук дирижерскую палочку на глазах у изумленных зрителей. Впрочем, это ни в коей мере не смутило горячего Маэстро, сохранившего предельный творческий накал до самой последней ноты.

Слушатели остались под сильнейшим эмоциональным впечатлением от прошедшего концерта. В их числе – президент фестиваля Ольга Ростропович. 

Ольга Ростропович: «Так, как они сегодня играли, просто удивительно, столько эмоций захлестнуло… Я безмерно благодарна Антонио Паппано и оркестру Национальной Академии Санта-Чечилия за то, что они приехали на фестиваль в Москву и разбудили в нас эти заснувшие чувства.  Делая фестиваля в память об Отце, я, прежде всего, получаю колоссальное удовольствие от этой волшебной музыки, от того удивительного состояния, в которое нас повергают музыканты. Это какой-то совершенно другой микрокосмос».

Мстислав Ростропович часто бывал с концертами в Италии, в том числе  дирижировал и играл концерты с оркестром Санта-Чечилия.  

Ольга Ростропович: «С римским оркестром папа очень много работал. Многие музыканты, которые приехали сегодня, его очень хорошо помнят и любят. Часть виолончелистов, игравших свои партии во время репетиции, смотрели на портрет Ростроповича в центре сцены, я следила за этим. Удивительный диалог с музыкой и Мстиславом Ростроповичем». 

27 апреля в Колонном зале Дома Союзов Антонио Паппано вместе с оркестром Национальной академии Санта Чечилия подарит нам еще один незабываемый праздник музыки. В программе вечера примет участие китайская пианистка Южа Ванг.  

Виктор Александров, радио «Орфей»


Фото - Александр Куров (Источник: Официальный сайт III Международного фестиваля Мстислава Ростроповича - http://rostropovichfestival.ru/) 

Вернуться к списку новостей