Третий международный фестиваль Мстислава Ростроповича продолжился концертами одного из лучших симфонических коллективов мира – Лондонского филармонического оркестра во главе с Владимиром Юровским. Две масштабных программы на сцене Большого зала консерватории британские музыканты посвятили великому Мастеру.

Сотрудничество с Лондонским филармоническим оркестром, как и с другими английским оркестрами, продолжалось у Мстислава Ростроповича в течение многих лет. Эталонная запись Первого Виолончельного концерта Сен-Санса с Карло Мария Джулини, ряд симфонических программ – это лишь малая часть проектов, которые Лондонский филармонический оркестр осуществил совместно с Ростроповичем. Музыканты коллектива и по сей день помнят эти незабываемые концерты и гордятся встречами с великим Маэстро.


Лондонский филармонический оркестр дважды бывал с концертами в нашей стране. Сначала это были гастроли с сэром Адрианом Боултом в 1956 году, в самом начале «оттепели», а затем, спустя 20 лет, английские музыканты посетили Москву с легендарным Карло Мария Джулини.

Сегодня оркестр в зените славы. Возглавляет его наш соотечественник Владимир Юровский. С ним коллектив проводит монографические фестивали, посвященные Чайковскому, Шнитке, Прокофьеву. Кроме того, Юровский уделяет внимание пропаганде произведений современных композиторов. Гастроли в России  – важная веха в многолетней истории Лондонского филармонического оркестра.

Владимир Юровский: «Программы двух концертов, которые мы представляем здесь в Москве, разрабатывались с фестивалем Ростроповича, прежде всего, с Ольгой Мстиславовной Ростропович. Первая из программ более традиционная. Она представляет классическую традицию в Лондонском филармоническом оркестре. Точно известно, что этот коллектив был первым британским оркестром, который пересек границу железного занавеса и посетил Советский Союз. В связи с чем у них потом дома в Лондоне были серьезные неприятности. Тогда как раз шла охота на ведьм сенатора Маккарти, и директор Лондонского филармонического оркестра вынужден был уйти в отставку, потому что его обвинили в пакте с дьяволом, в симпатии к коммунистам...»

Хотя с Мстиславом Ростроповичем Владимиру Юровскому выступить не довелось, дирижер прекрасно помнит общение с великим артистом на Западе. 

Владимир Юровский: «К сожалению, я не могу похвастаться долгим и длинным знакомством с ним в отличие от моего отца, или деда, которые знали Ростроповича очень хорошо. Я встретился с Мстиславом Леопольдовичем один единственный раз. Это случилось в декабре 1990 года в Берлине. Тогда Маэстро дирижировал Берлинским филармоническим оркестром. Он играл сам на виолончели и дирижировал. Мы с отцом вместе были на этом концерте, потом подходили к Ростроповичу. Он очень радушно нас принял. А потом был случай, когда мы почти что поработали с Ростроповичем. Он желал пригласить меня вместе с итальянским оркестром Джузеппе Верди на свой фестиваль в Эвиане. План был следующий: Ростропович должен был играть Виолончельный концерт Дворжака, а в другом концерте с этим же оркестром он собирался дирижировать одну из симфоний Чайковского. Его контакт с Лондонским филармоническим оркестром уходит в те далекие времена, когда Ростропович, будучи советским солистом, гастролировал по всему миру. И, уже тогда, в 1950–60-е годы он играл с этим известным английским оркестром».

В программе первого концерта гастролей лондонских филармоников музыка немецких композиторов: Л.Бетховена и И.Брамса. 

В Пятом Императорском концерте Бетховена солировал один из ярких австрийских пианистов современности, художественный руководитель фестиваля в австрийском замке Граффенег Рудольф Бухбиндер. Аристократической игре пианиста были свойственны проникновенная лирика и одухотворенность.

По признанию самого Бухбиндера, «Бетховен - центральный композитор в его репертуаре». Пианист играет все пять его концертов, причем выступает не только как солист, но и как дирижер.

Когда Рудольф Бухбиндер узнал о возможности своего участия на московском фестивале Ростроповича, сразу принял приглашение, поскольку считает Мстислава Ростроповича великим музыкантом современности.

Рудольф Бухбиндер: «Он был одним из великих виолончелистов и дирижеров своего поколения. Незабываемы его мастер-классы, концерты. А внимание к молодым музыкантам просто восхищает! Ростропович мог любого человека выслушать и всегда ему помочь, дать хотя бы небольшой дельный совет…».

Венцом программы концерта стала Четвертая симфония Брамса. Выбор этой музыки в программе московского концерта Лондонского филармонического оркестра не случаен, полагает Владимир Юровский.

Владимир Юровский: «Четвертая симфония Брамса – это одно из коренных сочинений в репертуаре любого оркестра. Мне хотелось показать наш лондонский вариант этой симфонии особенно после эпического исполнения Третьей «Героической» симфонии Бетховена в малеровской версии, которую мы предложили с ГАСО им. Светланова на прошлой неделе.

Брамс гораздо более камерный, с уменьшенным составом струнной группы, как это было у самого композитора. Мы попытались посмотреть на симфонию Брамса с точки зрения камерной музыки, которая ему, конечно же, была гораздо более близким жанром, нежели симфоническое творчество».

Четвертая симфония Брамса в трактовке Владимира Юровского обрела черты монолитности и высокий эмоциональный градус. Оркестр играл ровным и мягким звуком, выразительные соло инструментов, потрясающая ансамблевая игра солистов оркестра, тончайшая палитра нюансов  свидетельствовали о высокой исполнительской культуре и колоссальной работе дирижера-интеллектуала, каким, безусловно, является Владимир Юровский.

Маэстро тщательно выстроил архитектонику симфонического цикла, от крайних частей до возвышенной лирики Пассакалии финала.


2 апреля Лондонский филармонический оркестр во главе с Владимиром Юровским представил на сцене Большого зала консерватории монографическую программу из произведений Прокофьева. Прозвучала сценическая композиция, созданная Владимиром Юровским на основе прокофьевской музыки к спектаклю «Египетские ночи» (поставленному Александром Таировым в середине 1930-х годов). В композицию вошла абсолютно вся музыка, написанная композитором к этой постановке. Тексты Бернарда Шоу, Александра Пушкина и Шекспира исполнили известные российские актеры – Чулпан Хаматова и Константин Хабенский.

Во втором отделении концерта прозвучала российская премьера оратории «Иван Грозный», составленной в 1940-х – 1960-х годах близким другом композитора Левоном Атовмьяном на основе музыки Прокофьева к одноименному кинофильму Сергея Эйзенштейна.

В исполнении грандиозного эпического полотна также приняли участие: Государственный академический русский хор им. А.В.Свешникова, Камерный хор Московской консерватории (художественный руководитель и дирижер – Борис Тевлин), солисты – Елена Заремба (меццо-сопрано) и Андрей Бреус (баритон).

Концерт, как и накануне, завершился длительной стоячей овацией восторженного зала.

Виктор Александров с концертов III международного фестиваля Мстислава Ростроповича из Большого зала консерватории, специально для р/ст «Орфей»


Фото - Александр Куров (Источник: Официальный сайт III Международного фестиваля Мстислава Ростроповича - http://rostropovichfestival.ru/) 

Вернуться к списку новостей