В эти дни в Москве проходит Девятый международный месяц фотографии – Фотобиеннале-2012, в рамках которого заготовлено более сорока звездных выставок, сфокусированных на трех основных темах: Кино, Америка и Путешествие (On the Road). А также – ряд мастер-классов, лекций, встреч с фотохудожниками и киносеансов, предусмотренных Специальной программой фестиваля. В проекте принимают участие более десяти основных выставочных площадок, среди них – Мультимедиа Арт Музей (Московский Дом Фотографии), Центральный выставочный зал «Манеж», Галерея Искусств Зураба Церетели и Московский музей современного искусства.


Среди проектов о Кино – медиаинсталляция, посвященная Ингмару Бергману; фотографии из серии «Картины с поверхности земли» Вима Вендерса – аутичные пейзажи из разных концов мира; о фильмах в стиле «нуар» напомнит уникальная выставка криминалистической фотографии 1920–1950-х годов из архива полиции Лос-Анджелеса. Америка представлена персональными выставками Ли Фридландера с проектом «Америка. Взгляд из машины», Уолтера Розенблюма, снимавшего еврейские кварталы Нью-Йорка, Уильяма Кляйна, совершившего переворот в фэшн-фотографии, и многих других. Что же касается темы On the Road, то здесь и Нигерия Питера Хьюго (вернее, свалка технического мусора), и лишившийся песчаных пляжей Нью-Брайтон Мартина Парра, и отражения Калифорнии в мотоцикле Гонсало Лебрихи. Центр фестиваля – без сомнения, первая в Москве персональная выставка Мирослава Тихого, фотографа-аутсайдера из чешского городка Киёв, снимавшего на сделанные из подручного мусора камеры полуобнаженных горожанок. (Онлайн путеводитель по музеям, галереям и выставкам «Артгид»)

Основная часть выставок уже открыта и доступна для обозрения. Большинство из них сосредоточено в Московском Доме Фотографии, нынче известного также как Мульимедиа Арт Музей на Остоженке, который за годы своей яркой и плодотворной деятельности под руководством неутомимой Ольги Свибловой без преувеличения стал альма-матер для фотографического искусства в Москве. Здесь можно увидеть уже вышеупомянутых Мирослава Тихого, Ли Фридландера, Уильяма Кляйна и Питера Хьюго. А также: фотографии Бориса Резника со съемок фильма «Гамлет» Григория Козинцева (1964г.); «Великое нереальное» путешествие по Америке, зафиксированное в фотоколлажах швейцарцев Тайо Онорато и Нико Кребса; «половые и человеческие отношения в жестокой метрополии Токио» японского фотографа Кохея Йосиюки из серии «Парк». В середине апреля здесь откроются выставки основоположника советского фоторепортажа Аркадия Шайхета, «Картины с поверхности земли» Вима Вендерса и ностальгический Нью-Йорк 80-х глазами китайского фотохудожника Ай ВэйВэя.


Даг Меньюз. «Бесстрашный гений: цифровая революция в Силиконовой долине 1985–2000» / Steve Jobs Rallies the Troops. Redwood City, California, 1988

А в конце прошлой недели на исходе марта сразу двенадцать выставок открылось в «Манеже». Здесь подборка получилась особо концептуальной. Из документально-жизненных проектов особенно примечательна история Силиконой Долины и её легендарного персонажа – основателя компании Apple Стива Джобса в фотографиях Дага Меньюза.

В 1985 году в ходе переворота на заседании совета директоров Apple, возглавленного исполнительный директором Джоном Скалли, произошло скандальное увольнение Стива Джобса из основанной им же компании. В ответ Джобс собрал вокруг себя самых ярких и талантливых специалистов, нашел инвестора и запустил новую компанию – NeXT Computer.

В связи с безвременным уходом из жизни в прошлом году зачинщика и главного подвижника цифровой революции лицезреть эти фотографии особенно душещипательно и безмерно любопытно. Вот – основатели Adobe System готовятся к презентации программы PhotoShop, вот – запускаются первые персональные компьютеры Apple с огромными корпусами (сейчас таких в природе уже нет), а вот – молодой Стив Джобс расписывает десятилетний цикл технологических разработок. А еще – многочисленные совещания, заседания, деловые встречи, заключения многомиллионных сделок, каждодневная рутина и редкие корпоративные праздники. Зорким объективом Дага Меньюза была схвачена и зафиксирована пятнадцатилетняя история (1985-2000гг.) ведущего инновационного кластера США, обнажающая оборотную сторону феерической жизнедеятельности таких выдающихся компаний как Sun Microsystems, Hewlett Packard, Intel, Adobe System и Microsoft.


Сергей Шестаков. Из серии «Путешествие в будущее. Остановка № 2» (Гудым)

Поскольку документальных экспозиций в «Манеже не так много, то среди них, безусловно, выделяется выставка нашего соотечественника Сергея Шестакова из серии «Путешествие в будущее. Остановка №2», посвященная техногенным катастрофам.  «Остановкой №1» в проекте Сергея Шестакова был трагически известный Чернобыль. Осенью 2011 года очередным объектом исследования фотографа стал заброшенный военный поселок Гудым недалеко от города Анадырь.

В 1958 году по приказу Н.С.Хрущева, сообщившего американцам, что «… ракеты у нас и на Чукотке есть», Гудым стал военным объектом, назначением которого было хранение и обслуживание ядерного оружия. Здесь была построена подземная база с полной противоатомной защитой, бронированными дверями весом 40 тонн и подземной узкоколейной железной дорогой для перевозки грузов. С 1986 года все ядерное вооружение было отсюда вывезено, и огромные по площади подземные помещения стали использовать как базу хранения Анадырского военного гарнизона. К началу 2000-х поселок закрыли окончательно, все военные ушли, и Гудым и его главная достопримечательность – «портал» (так называют сейчас секретный объект) – стал местом паломничества туристов, очередной «зоной», по которой водят Сталкеры.

На фотографиях Шестакова маленький город, который, как и чернобыльская Припять, выглядит так, будто все люди однажды просто ушли, оставив все на своих местах. На фоне кричаще концептуальных выставок, представленных в «Манеже» безраздельно печальные, атмосферные фотокартины Сергея Шестакова, воспевающие некогда бурлящую здесь жизнь, выглядят особенно проникновенно. Автор как будто призывает задуматься людей о несправедливости столь безжалостной, варварской и бессовестной эксплуатации ресурсов природы и уголков земли, которые человек позволяет себе оставлять за ненадобностью в полном опустошении и безнадежности. Тем более отрадно, что все эти вопросы ставит российский художник; фотографии Сергея Шестакова, несмотря на свое документальное начало, исполнены исконно русской духовности с ее знаковой эстетикой отчаянности и безысходности.


Гарри Груйер. СССР. Россия. Москва. 1989

Тут же по соседству висит Гарри Груйер и его контрастная Москва 1989 и 2009 годов, но здесь этой русской духовности уже нет. И хотя Гарри Груйер говорит о том, что во время своей первой поездки в СССР в 1969 году он думал «увидеть коммунизм, но нашел Достоевского и Гоголя», его снимки повествуют о чем-то совсем ином.

Гарри Груйер: В 1989 году, незадолго до падения Берлинской стены, я столкнулся с застывшим, склеротическим обществом, которое больше не понимало, каким богам молиться. Целый спектр доселе неизвестных, полинявших и глухих оттенков цвета приходил на ум при виде этого общества, находящегося между двух миров.

В 2009 году выбор в пользу агрессивного капитализма и неистового потребления был сделан; кричащая реклама захватила все общественное пространство. Однако «Русская душа» по-прежнему преобладала, и свободы не стало намного больше.

Трудно сказать, как именно Гарри Груйер трактует понятие «Русской души», да и вопрос о свободе весьма спорен, но удивительным образом на фотографиях бельгийского художника Москва 1989-го по своему колориту не сильно отличается от нынешней. Все какое-то пестрое, дешевенькое, изрядно безвкусное – совковый антураж то и дело дает о себе знать, а розовые брючки, искусственный блонд и сумасшедшие принты на зонтиках до сих пор в моде. А дворы и бабушки, которые сидят около подъездов на лавочках, как будто и вовсе те же. Но если московские бабушки – это порода, то детские площадки – уже вопиющий ретроград.


Алек Сот. «Безжалостная красавица» / Gabriella. 2011 (оперная певица, прим. автора)

В остальном же, как уже было сказано, в «Манеже» преобладает головоломная философия. А сегодня, как известно, чем более заморочен концепт, тем менее адекватна художественная ценность произведения. Вот, к примеру, титулованный американский фотограф Алек Сот представляет свою выставку под романтическим названием «Безжалостная красавица» (La Belle Dame sans Merci). Название относит нас к знаменитой балладе 1819 года английского поэта Джона Китса – одной из самых известных художественных интерпретаций образа роковой женщины. По замыслу Алека Сота в своем цикле он развивает данную тему, собирая воедино большое количество эротических образов, предлагая зрителю как бы следовать за повествованием, ассоциациями и связями. На фотографиях в свою очередь изображены свернувшиеся клубком змеи, античные статуи в кустах, безыскусные фотонатюрморты с фруктами и целый ряд маргинальных персонажей из актуальных субкультур, среди них даже оперная певица… Есть еще фотография под названием «Цветы и задница» – пожалуй, самая «эротическая» из всех. Однако, не прочитав превью к выставке, догадаться о ее смысловых подтекстах весьма непросто.


Эндрю Буш. «Вектрные портреты» / High School students facing north at 0 mph on Sepulveda Boulevard in Westwood, California at 3:01 p.m. on a Saturday in February 1997

С такой же глубокомысленной претензией Тим Дэвис предлагает нам «Олимпийские игры на севере Нью-Йорка» – своеобразную вариацию на тему чудаковатых видов уличного спорта; Гонсало Лебриха – пейзажи, отраженные в хромированных пластинах топливного бака его мотоцикла BMW; мексиканская художница Алинка Эчеверрия – со спины и на белом фоне – паломников, которые ежегодно со всех концов Мексики отправляются с дарами в Мехико к Храму Богоматери Гваделупской, чтобы поклониться Деве Марии и получить благословение. На фоне всего этого не более затейливый проект Эндрю Буша «Векторные портреты» кажется хотя бы умилительным. Снимки, сделанные фотографом во время простаивания в автомобильных пробках, изображают портреты людей за рулем, представляя целую галерею образов, раскрывающих очарование повседневности простых обывателей. Пожилые геи, смешной афроамериканец, чопорная пожилая пара, многодетная семья, путешествующая на северо-запад, гламурная девушка в розовом авто, компания дерзких подростков – в каждой машине творится своя маленькая жизнь, и это невольным образом интригует…


Открытие выставок в Манеже. Фото - Александр Паутов

Подводя итог всему вышесказанному, в «Манеж» стоит сходить, чтобы увидеть будни Силиконовой Долины и покинутый всеми Гудым Сергея Шестакова, а также для того, чтобы воочию оценить, как концептуальный подход трансформирует некогда великое искусство фотографии. Выставки здесь продлятся до 9 мая.

А уже на днях в рамках Фотобиеннале откроются новые проекты: «Место под названием дом» Мэтта Уилсона – «визуальные метафоры» из жизни английской деревни (5-28 апреля, Мультимедиа Арт Музей); «Интерьер. Натура. Пафильон» – фотографии Владимира Мишукова со съемок главного российского фильма сезона – «Елена» Андрея Звягинцева; «От всего сердца», представляющий выставку одного из самых значимых фотографов второй половины ХХ века, пионера американской документальной съемки Уолтера Рознеблюма; а также видеоинсталляция «Города» Даниила Зинченко по мотивам одноименной игры (6-22 апреля, МГВЗ «Новый Манеж»).

Приходите, смотрите, следите за событиями, а самую подробную информацию о проектах и выставках Девятого международного месяца фотографии в Москве всегда можно найти на официальном сайте Мультимедиа Арт Музея и Московского Дома Фотографии – http://www.mamm-mdf.ru

Материал подготовила Мария ЮРЧЕНКО


Источник всех фотографий: официальный сайт Мультимедиа Арт Музея http://www.mamm-mdf.ru

Вернуться к списку новостей