В Санкт-Петербурге продолжаются спектакли XII международного балетного фестиваля «Мариинский». Ярким аккордом смотра стали гастроли легендарной труппы французского хореографа Мориса Бежара  - «Le Béjart Ballet Lausanne». Коллектив выступил на сцене Мариинки с двумя программами.

Впервые мэтр и его танцовщики посетили Кировский театр в далеком 1987 году. Напоминанием о тех нашумевших спектаклях с участием самого Бежара стала развернутая в фойе третьего яруса Мариинского театра выставка «Морис Бежар. Гран-па в белую ночь…», где искусство знаменитой труппы запечатлено на снимках фотографа Валентина Барановского. Зрители, пришедшие вчера в Мариинский, стали свидетелями этой уникальной фотовыставки.

Пять лет, как нет с нами уже Мориса Бежара, но искусство его страстного танца живо. Балеты с хореографией Мастера украшают афиши ведущих театров мира, в том числе и Мариинский.

Юрий Фатеев, художественный руководитель балетной труппы Мариинского театра: «Я считаю, что это огромный подарок как для любителей балета, так и для профессионалов, которые были вчера и сегодня на спектаклях труппы Мориса Бежара. Жиль Роман держит компанию в великолепной форме. Именно так могут продолжаться  традиции, так может жить хореография Мастера дальше. Безусловно, без новых работ труппа тоже не может существовать, поскольку всегда хочется свежего воздуха, хочется какого-то развития. И Жиль Роман  в этом плане тоже делает определенные шаги, он ставит свои спектакли, работает еще и как хореограф, тем самым позволяя танцовщикам самореализовываться». 

В составе труппы Бежар балета сегодня множество талантливых артистов. Коллектив с успехом гастролирует по всему миру, везде и всегда – аншлаги и пламенные овации. Жиль Роман, художественный руководитель лозаннской труппы, свято чтит традиции своего Учителя. Ведь Жиль работал с Бежаром с 1979 года, и вобрал все самое лучшее, что только мог дать ему мэтр. Роман исполнял премьерные роли в балетах Бежара: «Месса будущего», «Пиаф», «Мефисто-вальс». Жиль Роман обладает невероятным сценическим темпераментом, блестящей техникой, неизменно свойственной его разнохарактерным ролям.

«Танец искусство синтетическое. Когда ты открываешь себя через определенную партию, осознаешь еще больше свой личный потенциал». Такая позиция была близка самому Бежару, - полагает Жиль Роман. 

Жиль Роман: «Бежар был несомненным гением, гением везде и во всем. Он поражал своей искренностью, открытостью людям. Должен сказать, что Морис всегда был очень щедр к своим актерам и окружающей публике. Меня до сих пор это поражает, и не только меня, но и всех балетных артистов, кто сталкивается с его творчеством. Я очень многим обязан Морису, ведь я тридцать лет работал с ним и, конечно, вижу спектакль точно также, как он. Наша цель – поделиться эмоциями и мыслями с публикой. Главное, чтобы хореография проходила через поколения. Она, естественно, будет меняться, создаваться заново изнутри».

Помимо новых сценических работ, Жиль Роман восстанавливает балетные спектакли из обширного наследия Мориса Бежара: «Весна священная», «Быть может, это смерть?», «Песни странствующего подмастерья». 

Один из недавних проектов «Там, где птицы» посвящен китайской тематике. Стихотворение Чень Шень Лая «Очарование жизни» искусно переплетается с музыкой Вагнера и фрагментами композиций рок-группы Gorillaz. Замкнутый круг: Жизнь – Смерть – Перерождение – Инь и Янь – Равновесие – дополняется скульптурными декорациями Марты Пан, художницы, к чьему творчеству был так неравнодушен Бежар. Этот балет был показан труппой Бежара в программе нынешних гастролей.

Кроме того, петербуржцы и гости города приобщились и к другим шедеврам французского хореографа: пантеистическому балету «Что рассказывает мне любовь» на музыку Третьей симфонии Густава Малера, за которым следовало хореографическое воплощение Кантаты №51 И.С.Баха, овеянной евангельскими событиями Благовещения. Под занавес - знаменитое «Болеро» Мориса Равеля.

В постановке Мориса Бежара пластическое воплощение Мелодии в первый вечер было поручено танцовщице Элизабет Рос, а во второй - чувственному танцовщику Жюльену Фавро, который вдохнул в партнеров свою буйную энергию.

 

Виктор Александров, Санкт-Петербург (радио «Орфей»)

Вернуться к списку новостей