В фортепианный бизнес Кристиана Хёферля привела его любовь к музыке. Будучи профессиональным музыкантом, в 1980 году он начал свою карьеру в музыкальной индустрии. С 1986 года являлся владельцем магазина, специализирующегося на экспортных и импортных связях с оптовыми и розничными продавцами музыкальных инструментов во всём мире. С 1989 года стал главным управляющим крупной фортепианной сети в США, в эти годы Кристиан Хёферль получил бесценный опыт в установлении деловых контактов и в дальнейшем их развитии с розничными продавцами и производителями инструментов. С 1996 по 2004 год Кристиан Хёферль был директором по маркетингу и продажам в фирме Bösendorfer и отвечал за все действия фирмы в этой области. Под его руководством годовые продажи фортепианной фабрики Bösendorfer выросли более чем в два раза. На сегодняшний день Кристиан Хёферль занимается всеми коммерческими вопросами и руководит продажами фирмы Brodmann.

Фаина Коган: Здравствуйте, господин Хёферль!

Кристиан Хёферль: Здравствуйте! Бог приветствует вас! Я рад тому, что я здесь нахожусь.

История Вашей фабрики такая богатая – насколько я знаю, она берет свое начало в первой половине XIX столетия. Скажите, как так получилось, что молодой человек Йозеф Бродманн – современник Моцарта, Бетховена и Шуберта – стал, пожалуй, не менее знаменитым, чем они, но в совершенно другой области – в области производства фортепиано?

В то время в центральной Европе Йозеф Бродманн был одним из самых знаменитых производителей фортепиано. Почему так получилось? Потому что он нашел очень много новых методов производства фортепиано. А еще потому, что уже тогда он понял, как важно работать вместе со значимыми людьми своего времени. В современной жизни это встречается повсеместно – как правило, крупные фирмы заключают партнерские отношения с серьезными музыкантами известными на весь мир. Но первым к этой идее пришел именно Йозеф Бродманн. В числе его близких знакомых были Людвиг ван Бетховен или, скажем, Карл Мария фон Вебер.

Известно, что Карл Мария фон Вебер был не только композитором, но и замечательным пианистом. Неужели это действительно правда, что он считал рояли Brodmann наилучшими инструментами?

Об этом уже можно говорить тогда, когда в руках у пианиста инструмент, с которым он может постоянно работать. У Карла Марии фон Вебера был такая возможность – у него было целых два рояля Brodmann, которые существуют и по сей день.

То есть они стоят в музее?

Да, один стоит в музее в Германии, а другой в Вене.

И они также превосходно звучат?

Они звучат хорошо, но, конечно, нужно понимать, что инструменты того времени – это совершенно иное представление о звуке, чем сегодня.

Поскольку Вы являетесь генеральным директором фирмы Brodmann, расскажите, что из себя представляет современный рояль Brodmann?

Brodmann – это на сегодняшний день единственная фирма в мире, которая производит свои инструменты для пианистов всех уровней. Мы конструируем инструменты для начинающих исполнителей, для школ, для институтов и, конечно, инструменты для концертных залов. Каждый инструмент фирмы Brodmann – это ручная работа высочайшего класса. Что касается звука, то, конечно, каждый производитель имеет свои идеи по этому поводу. Несмотря на то, что я являюсь генеральным директором фирмы Brodmann и ее владельцем, я вынужден признать то, что и другие клавирные фабрики производят очень серьезные и интересные инструменты.

Вы, наверное, имеете в виду фабрику Bösendorfer, ведь Игнац Бёзендорфер был одним из самых талантливых учеников Бродманна?

Это правда. В 1828 году у Йозефа Бродманна еще не было наследника; тогда он спросил у своего талантливого ученика Игнаца Бёзендорфера, не примет ли он в свои руки фирму Brodmann. Игнац Бёзендорфер был не только очень талантливым мастером по производству роялей, он также был очень хорошим пианистом. Таким образом, в 1828 году Игнац Бёзендорфер наследовал фирму Brodmann. С тех пор Brodmann был известен под маркой Bösendorfer. В свое время даже ходил такой анекдот, что молодой производитель фабрики Bösendorfer прославил свое имя, подписывая свои рояли на крышке «Bösendorfer» и ниже  «от Brodmann». Этот период длился порядка десяти лет, когда Bösendorfer продавал свои инструменты под именем Brodmann.

А в настоящее время это уже две автономные фирмы – Bösendorfer и Brodmann?

Сегодня это, конечно, две абсолютно различные и самостоятельные фирмы. Но почти десять лет до того, как возглавить фирму Brodmann, я был директором фирмы Bösendorfer. Впервые идею возродить марку Brodmann мне предложили еще во времена, когда я руководил фабрикой Bösendorfer.

Не жалко Вам было оставлять Bösendorfer ради Brodmann?

Это всегда интересно – оставить что-то хорошее в стороне ради того, чтобы построить еще более лучшее.

А Вы сами играете?

Да, я играю на рояле.

Как бы Вы тогда охарактеризовали специфику звука Brodmann?

Сегодня в мире существует два принципиально различных представления о звуке. Я бы хотел очень коротко напомнить историю. Где-то примерно сто лет назад появился ряд очень известных клавирных мануфактур. В одной только Вене тогда числилось более двухсот производителей фортепианных инструментов. И у каждого мастера, безусловно, было свое представление о том, как должен звучать инструмент. Сегодня это все упразднилось, и осталось только два ведущих понимания о звучании клавира. Одни ратуют за очень открытый, прямолинейный, жесткий и светлый звук. А другие в свою очередь говорят, что звук должен быть округлым, прикрытым, мягким. Проблема заключается в том, что, по большому счету, ощущения фортепианного звука сегодня потеряны. Раньше было нормальным и даже традиционным, чтобы большой концертный имел в своем распоряжении пять-шесть различных инструментов. Потому что музыка разных композиторов и стилей требует различного подхода, в том числе и в отношении выбора рояля. Потому что на одном инструменте невозможно одинаково хорошо исполнять музыку разных направлений. Каждый производитель инструментов хочет, чтобы его инструментами были заполнены все концертные залы и все учебные заведения. На самом деле это очень жаль, потому что публика и слушатели получают возможность услышать лишь один вид звука. Мы же не кушаем каждый день только шницель, то же самое и здесь. Чтобы ответить на ваш вопрос, скажу, что фирма Brodmann попыталась найти некую «золотую середину» между этими двумя представлениями о звучании фортепиано. Таким образом, мы предпринимаем попытку представить всю палитру и все возможности звучания рояля.

Господин Хёферль, а в каких странах кроме Австрии можно встретить инструменты фирмы Brodmann?

Сегодня мы широко представлены во всем мире. Я говорю не только о Европе, но и об Америке, Азии,  бывших республиках. Прежде всего, мы ориентируемся на музыкальные учебные заведения. Ни для кого не секрет, что музыкальные учебные заведения, как правило, не имеют достаточно финансовых средств для приобретения инструментов в свое пользование. Поэтому нам, как производителям, интересно программное участие в таких своего рода благотворительных проектах, направленных на поддержку учебных заведений. Помимо прочего, это позволяет нам расширять свои возможности, потому что продажа инструментов никогда не рассматривается как единственное приоритетное направление. Партнерские взаимоотношения – это всегда интересно.

Тогда естественный вопрос – есть ли планы на партнерство с Россией?

В Росси мы еще не представлены – здесь мы только начинаем нашу программу. Но буквально две недели назад у нас была возможность показать свою продукцию представителям шестнадцати ведущих российских филармоний. И мы получили очень благоприятные отзывы.

К тому же в России так много музыкальных учебных заведений, потому что у нас это традиция – давать детям музыкальное образование.

Я очень много и активно путешествую по миру, и должен сказать, что я не встречал еще ни одной такой страны как Россия, где бы на таком серьезном уровне и так глубоко были заложены музыкальнее традиции и такое огромное внимание уделялось музыкальному образованию. В то же самое время я чувствую и вижу, что здесь ощущается огромная потребность в инструментах. Мы бы со своей стороны были рады принять участие в том, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. И в этом отношении, повторюсь, фирма Brodmann подходит как нельзя лучше, потому что для этого есть все основания.

 

Беседовала Фаина Коган

Вернуться к списку новостей