ICMA-2011. НОМИНАЦИЯ «ОПЕРА» («ЗАПИСЬ ГОДА»)


Wolfgang Amadeus Mozart - Die Zauberflöte, K620

Daniel Behle, Marlis Petersen, Daniel Schmutzhard, Sunhae Im, Anna-Kristiina Kaappola, Marcos Fink, Kurt Azesberger, Inga Kalna, Anna Grevelius, Isabelle Druet, Konstantin Wolff, Joachim Buhrmann, Magnus Staveland, Alois Mühlbacher, Christoph Schlögl, Philipp Pötzlberger, René Möller, Clemens-Maria Nuszbaumer, Christian Koch, RIAS Kammerchor & Akademie für Alte Musik Berlin, René Jacobs

Harmonia Mundi HMC902068/70

В номинации «Опера» (она же «Запись года») победила запись оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта» в исполнении ансамбля солистов, камерного хора RIAS и Берлинской академии старинной музыки под управлением дирижера Рене Якобса (Лейбл Harmonia Mundi).

Рене Якобс: Мы начали с того, что должны записать не только божественную музыку Моцарта, но еще и очень хорошее либретто, созданное Шиканедером. Мы знаем из писем Моцарта, что он работал вместе с Шиканедером над общей концепцией. Для меня это означает то, что все диалоги должны восприниматься серьезно, и мы осуществили намерение записать не только музыкальные номера, но также и диалоги. Здесь нет речитативов, здесь разговорная речь, и эти диалоги полны всевозможных изобразительных эффектов.

Здесь много самых разнообразных шумов, которые упомянуты в либретто. Например, в опере гром повсюду. Также здесь много изобразительных эффектов во второй части оперы, когда действие переносится внутрь гор в храм, и эти шумы мы постарались сделать слышимыми.

Мы также постарались восстановить оригинальные темпы исполнения.  В случае с «Волшебной флейтой» нам повезло, потому что сохранились свидетельства, датируемые началом XIX века от музыкантом мультиинструменталистов, исполнявших «Волшебную флейту» под управлением самого Моцарта в конце XVIII века. Есть также статья от 1815 года, написанная человеком, игравшем в моцартовском оркестре, и он говорит о некорректном исполнении Моцарта в плане темпов уже в начале XIX века.

И снова говоря о Моцарте, не могу не сказать о том, как много его музыка выигрывает, если ее исполнять на инструментах, для которых он писал. Особенно это важно для «Волшебной флейты», потому что название оперы «Волшебная флейта», то есть главная героиня не металлическая современная флейта, а деревянная. О ней в либретто говорит Памина, что это очень-очень древняя флейта, вырезанная из тысячелетнего дерева.

Зарастро, который поет свои арии очень медленно и держит долгие ноты, словно любуется каждой из них, все это никоим образом не стыкуется с идеей моцартовского Зарастро. Зарастро не Христос, он не святой, он просто человек, лидер братства, выбравшего путь духовного самосовершенствования.

Вернуться к списку новостей