Здоровье великого польского композитора всегда оставляло желать лучшего: умер он в 1848 году в 39-летнем возрасте в результате легочного заболевания, которое лишь недавно определили как муковисцидоз, или кистозный фиброз.

Но, говорят теперь испанские врачи, могло случиться так, что до сих пор игнорировалась другая болезнь, которой страдал Шопен. Речь, по их мнению, идет об одной из форм эпилепсии. В письмах, которые писал сам Шопен, а также в воспоминаниях близких ему людей, содержатся описания тревожных видений, которые вторгались в его жизнь.

Любовница композитора Жорж Санд, к примеру, упоминала случаи, когда у Шопена были визуальные галлюцинации. Один такой случай произошел во время посещения ими монастыря, который ему показался "переполненным ужасом и призраками".

Сам Шопен в письме к дочери Жорж Санд описывает момент, имевший место во время представления в 1848 году его сонаты №2 си-бемоль минор. Это было в Англии, в частном салоне. Увидев неких созданий, появляющихся прямо из его фортепиано, Шопен бросился вон из комнаты.

Галлюцинации могут появляться при нескольких медицинских и психиатрических расстройствах, в том числе и при шизофрении, но обычно они принимают форму голосов, а не видений. И наиболее вероятное объяснение шопеновских призраков, считают испанские специалисты, - это наличие у него особого вида эпилепсии, называемого височной эпилепсией. Страдающие ей пациенты нередко в припадках видят странные вещи и переживают очень острые ощущения - похожие на те, что описывал Шопен.

Правда, врачи признают, что композитор принимал еще и основанные на опиуме смеси, которые помогали ему снимать физические боли. Но они отвергают предположение о том, что именно эти смеси могли вызывать галлюцинации, указывая на качество видений Шопена и на то, что они у него появлялись задолго до того как он стал принимать опиаты.

Вычеркивают они из списка возможных причин и мигрень с аурой, поскольку видения Шопена были очень краткими.

Доктор Мануэль Васкес Карунчо, радиолог из специализированной клиники города Луго на северо-западе Испании и его коллеги признают: точный диагноз поставить сложно без современных методов анализа, без возможности обследования самого пациента. Но добавляют: вероятно, врачи не распознали мучившую Шопена болезнь потому, что в то время об эпилепсии знали немного.

"Мы сомневаемся, что очередной диагноз, который мы добавим к и без того огромному списку (заболеваний композитора) поможет нам понять мир искусства Фредерика Шопена, - говорят исследователи. - Но мы считаем, что знание о том, что у него было это заболевание, поможет отделить романтическую легенду от реальности и пролить новый свет на понимание этого человека и его жизни".

Вернуться к списку новостей