4 ноября в Большом зале филармонии состоится второй концерт абонемента «Каноны и апокрифы». В исполнении Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии под управлением Александра Титова впервые в России прозвучит «Третий и последний завет» для пяти солистов, двух фортепиано, органа, звучащего креста и оркестра Николая Обухова. Также в программе Симфония №3 «Божественная поэма» Скрябина. Солисты: Наталия Миронова, Александра Репина, Олеся Петрова, Борис Степанов и Борис Пинхасович. Концерт проводится в рамках Года Франции в России.

В начале XX века произошел очередной взрыв идей; композиторы искали и находили сверхзадачу, некую «высшую цель» искусства, восходящую к тезису о Божественном творении всего сущего. «Божественная поэма», Третья симфония Александра Скрябина стала своеобразной визитной карточкой этого композитора. Здесь в отточенном виде предстает знаменитая скрябинская формула «томление-полет-экстаз». Эта драматургическая триада, по мысли Скрябина, сопровождает «эволюцию человеческого сознания... прошедшего через пантеизм к радостному и опьяняющему утверждению своей свободы и единства вселенной»

Одного из самых загадочных и необычных русских композиторов, Николая Обухова, называют недостающим звеном между Скрябиным и Мессианом. Действительно, точками отсчета для Обухова, выпускника Петербургской Консерватории, стал гармонический язык позднего Скрябина, а также философия Вл.Соловьева, а религиозно-экстатической направленностью своего творчества Обухов предвосхищает Оливье Мессиана. Большая часть жизни Обухова была связана с Францией, Парижем, где на собраниях теософского общества он представлял свои сочинения. Эмигрировавший после Октябрьской революции, Николай Обухов, родственник выдающейся певицы Надеждой Обуховой, во многом потерял связь с Россией, чем и объясняется то, что имя этого композитора лишь в наши дни приобретает известность, а его музыка возвращается к своим слушателям. Примерно около 1915 года, Обухов изобрел свою систему музыкальной нотации, возмутившую Н.Метнера, с которым Обухов поделился своим замыслом. Композитор одним из первых стал создавать электроакустические инструменты — Эфир, Кристалл, Волны и, наиболее известный, Звучащий крест (1929), за создание которого современники назвали его Страдивари радиоэлектронной музыки. Крест представляет собой расположенную на уровне человеческого роста стеклянную сферу с крестом внутри, в центре креста помещён алмаз. Звук возникает при приближении или удалении рук исполнителя, при этом изменяются громкость и высота звука (за несколько лет до Обухова этот же принцип получения музыкальных звуков был реализован Львом Терменом).

Вернуться к списку новостей