Когда-то Густав Малер пророчески заявил: «Мое время придет». Слава, обрушившаяся на музыку Малера уже после его смерти, стала мировой «малероманией».

Творчество Малера посвящено простому человеку — его мыслям, его чаяниям, его судьбе. Центральная тема, которую отмечали еще современные композитору критики — «Сочувствие горестям человечества, страдающего под игом стригущего купоны меньшинства». Наследие композитора поражает жанровым ограничением. Кроме ранних юношеских опытов, которые Малер частично уничтожил, ни одной оперы, хотя он сам был выдающимся оперным дирижером и имел в своем распоряжении первоклассную оперную труппу; ни одного фортепианного произведения, хотя по свидетельству современников, он был великолепным пианистом... Только симфонии и песни.

Симфонии – основной жанр в творчестве Малера. В них запечатлелся весь внутренний мир композитора, его стремление к философскому обобщению и осознание невозможности до конца разрешить все проблемы человечества, конфликт его возвышенного представления о мире и реальности, контрасты и противоречия современного ему общества. Симфонии композитора — грандиозные эпопеи, страстные речи, обращенные ко всему человечеству.

«…Симфонии исчерпывают содержание всей моей жизни;я вложил в них все, что испытал и выстрадал, это «поэзия и правда в звуках», - говорил композитор. Девять симфоний Малера (Десятая осталась незаконченной) – это грандиозный цикл, сопоставимый с прустовской эпопеей «В поисках утраченного времени», в котором от симфонии к симфонии композитор ведет напряженный диалог с Судьбой, Человеком, Вечностью. При этом любая симфония в отдельности воспроизводит свою концепцию - результат мучительных раздумий о жизни, смерти, о ценности личности, о смысле человеческого существования.

Песни — дневник композитора, где он высказывает самые сокровенные свои мысли. Одно из первых произведений Малера - цикл «Песни странствующего подмастерья», и одно из самых поздних – «Песнь о земле». «Песни странствующего подмастерья» Малер написал вскоре после окончания Венской консерватории. Вокальную партию в них сопровождает оркестр – поэтому такой жанр, впервые появившийся именно у Малера – называют оркестровыми песнями.

«Задумывая большое музыкальное полотно, я всегда достигаю момента, когда должен привлечь Слово в качестве носителя моей музыкальной идеи», - писал Малер. Слово часто появляется в его симфониях, Восьмая даже стала настоящей симфонией-кантатой. А «Песнь о земле» называют то симфонией, то циклом из шести песен - то есть Малер нашел свой особый «общий знаменатель» у вокального и оркестрового сочинений.

«Песнь о земле» была написана в 1908 году, когда Малер уже знал о том, что безнадежно болен, и когда, по словам Бруно Вальтера, «мир лежал перед ним в мягком свете прощания». Сам же композитор говорил, что это - самое личное из всех его произведений.

Вернуться к списку новостей