Сто лет назад мусульманский мистик-суфий и музыковед Инайят Хан писал о встрече с русским композитором Александром Николаевичем Скрябиным: «Он показался мне неудовлетворённым западной музыкой, думающим, как внести нечто из восточной музыки в западную для того, чтобы обогатить последнюю. Я соглашался с ним, я думал, что если эта идея когда-либо исполнится, несмотря на сложности, возникающие вначале, то такая музыка могла бы стать музыкой всего мира. Что, в свою очередь, могло бы способствовать объединению человечества во вселенское братство. Музыка для этого лучше всего, ибо она любима как на Востоке, так и на Западе». (Хазрат Инайят Хан. «Мистицизм звука»).

Если в начале прошлого столетия подобные идеи только витали в воздухе, то начавшаяся в конце того же XX-го века, и достигшая сегодня своеобразного апогея мода на этническое звучание открыла музыке в планетарном масштабе целый мир синтетических стилей и форм, соединяющих элементы музыкальных культур самых разных эпох и народов. И хотя, коренная этническая музыка в своем чистом виде не находит значительной аудитории почитателей в силу своего чересчур экзотического звучания для взыскательного и зачастую рафинированного европейского слушателя, всякого рода адаптированные музыкальные явления подобного толка не остаются без внимания меломанов по всему миру. На московской музыкальной сцене одним из таких проектов и, пожалуй, единственным является афро-российская группа «Кимбата» («Kimbata»), очередное выступление которой состоялось в минувшую пятницу в пространствах откровенно концептуального музыкального клуба-галереи «ArteFAQ».

 

 

По обыкновению в зале без претензий на какую-либо акустику, сценический свет и наличие личного пространства, как артистов, так и слушателей звучали зажигательные ритмы конголезской румбы. Как всегда очень приятно было побывать на этом выступлении. И как всегда  неизменное удовольствие доставляет снова писать о нем. Впрочем, очередной концерт группы «Кимбата» в «ArteFAQ» - это скорее повод поговорить об африканской музыкальной культуре, о ее присутствии и востребованности в современной музыке и, наконец, о тех немногочисленных исполнителях, которые открывают ее отечественному слушателю на том подлинно качественном уровне, когда аутентичная традиция и стилистика соблюдаются первостепенно. А это как раз о «Кимбате»…

Группа «Кимбата» была основана в 2004 году двумя музыкантами – коренным конголезцем Андре Пелендой и московским мультиинструменталистом и большим ценителем афрокультуры Ильей Чистяковым. Первый официальный концерт состоялся на импровизированной сцене, в республике Марий Эл, где участники коллектива сплавлялись на байдарках по реке Юшут. С тех пор было сыграно немало концертов в музыкальных клубах столицы, не говоря уж об успешных выступлениях на главных отечественных фестивалях этнической музыки, с участием звёзд российской и мировой этносцены.

Андре Пеленда – центральная фигура коллектива, вокалист и автор большинства композиций – конголезец из народности баконго. Во время войны в результате гонений на его народ он попал в тюрьму, многое пережил, бежал; в статусе военного беженца в начале девяностых оказался в России. Будучи художником и потомственным музыкантом (его дед играл на древнем африканском инструменте ликембе) Андре еще и талантливый гитарист. Но все же в контексте «Кимбаты» Андре Пеленда – это, прежде всего, невозделанный африканский вокал, который олицетворяет колорит группы и оправдывает ее афрооснову.

 

 

Какой вы представляете себе традиционную африканскую манеру пения? Характерно ритмической? Несколько архаичной? Бесконечно импровизационной?.. Впрочем, последнее присуще всему звучанию «Кимбаты» в целом, и в музыкальном плане особенно, что напрямую относит нас к соло-гитаристу группы и ее сооснователю Илье Чистякову.  Человек с совершенно удивительным лицом, в индивидуальности которого музыка существует не в профессиональном качестве, а на уровне исключительного чутья. Будучи довольно известным инструменталистом в кругах столичной неформальной сцены, сегодня его даже называют пропагандистом африканской культуры. Увлекшись ею однажды, он изучил ее и осмыслил столь продуктивно, что в созидательном аспекте это материализовалось  в тот уникальный проект, который сегодня являет собой «Кимбата». А бескрайне вариативная гитара Ильи Чистякова создает мелодический рисунок, утопая в той особенной импровизации, которая призвана не задавать, а следовать. Сам Илья в одном из интервью заметил: «Мы все являемся большими специалистами в области различных африканских культур, и музыку, в основном, пишем сами, стараясь соблюдать ту стилистику, которая была популярна в Африке в 60-х годах. Некое своеобразное стиляжничество».

Состав коллектива и по сей день остается интернациональным. Претерпевая время от времени какие-то изменения в нем все также присутствуют как конголезские, так и московские музыканты. Вполне естественным оказывается то, что каждый участник группы привносит в звучание «Кимбаты» что-то своё. На творчество повлияли и малийский блюз, и нигерийский афробит, и совьето, конечно, конголезская румба да и прочие африканские стили. И даже больше – здесь нет ограничения только одной лишь Африкой. Как рассказывают сами музыканты: «Наши друзья ездят по северным русским деревням и там записывают на магнитофон всевозможных замечательных бабушек и дедушек. И мы иногда слушаем их песни и находим с ними много общего в ритмике, музыкальности, душевности. Ведь сперва человеческое, душевное, потом уже этническое и всё остальное»...

 

Мария Юрченко, корреспондент интернет-редакции радио "Орфей"

В публикации использованы фотографии Лены Адашевой и Андрея Некрасова (settler.livejournal.com)

 

Ссылки по теме:

>> LiveJournal (ЖЖ) афрогруппы "Кимбата"

>> Страница Андре Пеленды на My Space

>> Страница Ильи Чистякова на My Space

 

Сводный материал:

>> Как звучит афробит? (О музыке, которую играет группа "Кимбата")

Вернуться к списку новостей