17 января в Камерном зале Московской филармонии в концерте «НЕдетские сказки» будут представлены 2 камерные оперы Александра Чайковского на сюжеты произведений А. С. Пушкина: «Царь Никита и сорок его дочерей» и «Мотя и Савелий» (московская премьера). Это первый концерт абонемента «Камерные оперы в Камерном зале».

Идею положить на музыку «Царя Никиту и сорок его дочерей» Александру Чайковскому подсказали музыканты «Терем-Квартета», они же и первые исполнители. О чем нескромная сказка Пушкина - знает каждый школьник. Написать оперу на этот фривольный сюжет к 200-летию символа русской словесности было чистой воды хулиганством и абсолютно в духе композитора Александра Чайковского. Хотя в этой сказке, написанной 22-летним повесой, во время первой ссылки в Одессе, нет ни одного неприличного слова, только смыслы. После премьеры в 1997 году опера «Царь Никита и сорок его дочерей» исполнялась много раз во «фрачных» и сценических версиях, был и кукольный вариант. А в 1999 году в рамках торжеств, посвященных юбилею А.С. Пушкина, опера была представлена в Сент-Джеймском дворце перед принцем Чарльзом. Для этого представления был даже сделан специальный эквиритмический перевод, чтобы для принца в поэзии Пушкина не осталось непонятных мест.

«Мотя и Савелий», написанная тоже по подсказке «Терем-Квартета» после успеха «Царя Никиты…», по сути музыкантский капустник. По сюжету два деклассированных элемента из бывших музыкантов разговаривают друг с другом текстами пушкинского «Моцарта и Сальери», причем текст идет с конца на начало, не теряя при этом логики развития. У Пушкина Моцарт и Сальери выпивают по ходу действия, Мотя и Савелий А. Чайковского тоже не отказываются от этого драматургического приема.

17 января в Камерном зале Московской филармонии обе оперы будут впервые исполнены не музыкантами «Терем-Квартета». А. Чайковский доверил их ансамблю солистов Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П.Осипова. Солисты – Алексей Мочалов (бас) и Алексей Богомолов (тенор). Постановка выпускницы РАТИ (ГИТИС) Радомиры Ползуновой и Марии Катоминой.

В рамках абонемента «Камерные оперы в Камерном зале» также будут представлены 17 февраля опера Игоря Егикова «Страсти по Живаго» к 120-летию со дня рождения Бориса Пастернака по мотивам романа «Доктор Живаго», московская премьера «Витамина роста» Леонида Десятникова, камерная опера для четырех солистов и фортепиано по Олегу Григорьеву, автору стихов про «маленького мальчика», и «Тщета золота» Бенджамина Бриттена.

Вернуться к списку новостей