Обозревая проходящую в эти дни в Москве III Биеннале современного искусства, хочется сделать акцент на событиях именно музыкального толка – это ряд довольно занимательных перформансов, звуковых инсталляций и медиапроектов.

Таков, например, проект «Sound games» знаменитого музыканта и художника Владимира Тарасова, который представляет Multimedia Art Museum (МАММ). Серия инсталляций «Sound games» выявляет пластические, ритмические и звуковые универсальные схемы, отсылающие современную культуру к ее истоками. Драматургия проекта – это история цивилизации от самых ранних звуко-визуальных структур до нашего времени. Автор экспозиции Владимир Тарасов – джазовый барабанщик, соавтор многих звуковых инсталляций Ильи Кабакова, член Союза композиторов Литвы, автор спектакля в честь Венички Ерофеева и оперы «Возвращение Дионисия», написанной в честь погибшего во время фашистской диктатуры немецкого композитора Эдвина Гайста, участник культового джазового трио ГТЧ (Ганелин – Тарасов – Чекасин).

Другой перформанс под названием  «Drumpainting» - разработка медиалаборатории CYLAND - представляет в выставочном пространстве центра современного искусства «Винзавод» уникальную программу, которая позволяет преобразовывать музыкальные звуки в изображения, заложенные художником в базу данных. Во время перформанса «Drumpainting» играет музыкант-барабанщик, и ритмы барабанов преобразуются в графические элементы, созданные художником. Соединяясь, накладываясь друг на друга, графические элементы создают картины, которые ежесекундно меняются вместе с музыкой. Интерфейс программы позволяет в любой момент по желанию изменять цвет графических элементов, их прозрачность, подключать множество спецэффектов, бесконечно варьируя видеоряд. Чрезвычайно простой интерфейс позволяет делать это любому зрителю, подключая его тем самым к процессу создания «живого» произведения. Хотя "изображение музыки" постоянно меняется, в любой момент можно распечатать и унести с собой понравившийся рисунок.

Еще один мультимедийный проект на территории «Винзавода» называется «Structures of Space». Он состоит из архитектурной-, визуальной- и аудио-инсталляций. Архитектор  (Иван Шалмин) создает пространство из плоскостей и зеркальных поверхностей, формируя архитектурную инсталляцию. Художник (Владимир Мартынов) превращает  эти плоскости в пространство, используя несколько видеопроекций и широкоформатную цифровую печать. Композитор (Дмитрий Мазуров), используя объёмный звук, сопровождающий каждый из видеосюжетов, создаёт цельную аудио-инсталляцию. Как одно целое, архитектурная, визуальная и аудио-инсталляции набирают плотность энергетического сгустка, обретая единство формы и содержания.

«Поколение Z - Забытая история советской экспериментальной музыки начала ХХ века» - интереснейшая экспозиция, посвященная забытой истории советской экспериментальной и электронной музыки, основанная на материалах архивов М.Е.Шолпо, А.И.Смирнова и «Термен-центра» при Московской Государственной консерватории, Государственного архива кино-фото документов, Музея Музыкальной Культуры им. М.И.Глинки. Экспозиция является частью одноименного проекта Андрея Смирнова и Любови Пчелкиной, посвященного поколению 1880-1890-х, совершившему в России начала XX века грандиозный поворот в культуре и искусстве.

Все герои экспозиции - музыканты и исследователи 1910-1940-х.

Достижения «потерянных» пионеров советской экспериментальной музыки настолько же грандиозны, насколько печальна участь их и их творений. Эта история – символ времени. С фотографий и картин 1930-х исчезают люди. Из истории выпадают целые эпохи, замещаемые суррогатом официальной «Советской культуры».

Главный раздел экспозиции - Графический звук -  уникальная технология синтеза звука с помощью света и графики искусственных звуковых дорожек. Раздел экспозиции, посвященный этой теме включает в себя не только рукописи и чертежи, но и уникальные тон-фильмы - синтетические звуковые дорожки 1930-х, созданные Арсением Авраамовым, Евгением Шолпо, Николаем Воиновым, Борисом Янковским.

Полноценное расписание выставок и мероприятий в рамках Московской биеннале современного искусства можно найти на официальном сайте проекта www.3rd.moscowbiennale.ru

 

>> "Парниковый эффект" Олега Кулика - о проекте "Москва. ЦУМ" в рамках III Московской биеннале современного искусства

Вернуться к списку новостей