Они начали свою жизнь 180 лет назад - 25 июля 1828 года, когда Игнац Бёзендорфер зарегистрировал свою компанию по производству роялей и пианино в Вене. С тех пор музыкальные инструменты с невероятно чистым звучанием стали символом качества, прекрасного исполнения и появились в самых знатных домах Европы.

 

Основатель компании

Игнац Бёзендорфер родился в Вене в 1794 году. Закончив Академию изящных искусств, он продолжил обучение, работая под началом Йозефа Бродмана (Joseph Brodman) – одного из самых известных мастеров фортепиано, и уже в 1828 году принял во владение все его мастерские.

Бёзендорфер сразу же поставил перед собой задачу, постоянно совершенствовать производимые его мастерскими рояли и пианино. Вскоре ему удалось увеличить громкость звучания своих фортепиано, сохранив при этом густой насыщенный звук, характерный для «венских» инструментов. Для этого конструкцию рояля сделали более прочной, а также значительно усилили систему натяжения струн. Такое объёмное и в то же время яркое звучание инструментов Бёзендофера – даже в мощном басовом регистре — стало вскоре фирменным знаком этой австрийской компании.

 

Поставщик австрийского Императорского Двора

Вскоре о высочайшем качестве фортепиано фабрики Бёзендорфер знали уже во всём мире. Компания получала золотые медали на всемирных промышленных выставках, и в 1839 году Император Фердинанд I впервые в истории австрийской монархии пожаловал Игнацу Бёзендорферу звание «Поставщика фортепиано Двора Его Императорского Величества».

 

 

В 1859 году после смерти основателя компанию наследует его сын – Людвиг Бёзендорфер, который успешно продолжает вести дела. Он поставляет рояли и пианино в богатые дома по всей Европе, развивает и поддерживает дружеские отношения с деятелями культуры и искусства, его компания блестяще участвует в мировых выставках.

В 1870 году после нескольких переездов компания обосновывается в центральной части Вены, где и сегодня находится её штаб-квартира.

 

Рождение «Империала»

В 1900 году по предложению композитора Ферруччо Бузони, который сделал фортепианные обработки  органных произведений И.С.Баха, Людвиг Бёзендорфер создаёт концертный рояль с полными восьмью октавами и длинной в 2 метра 90 сантиметров. Эта модель приобрела мировую известность под названием «Империал», и по сей день является флагманом компании.

 

Дух инноваций и стремление к совершенству

В конце 19 века фортепиано «Boesendorfer» поставлялись в императорские дома Австро-Венгрии, Франции, России и Японии, а также многим выдающимся деятелям культуры того времени.

Людвиг Бёзендорфер сотрудничал со знаменитыми архитекторами того времени, которые разрабатывали по его заказу уникальные единичные образцы фортепиано. Специальные модели, создаваемые совместно с крупными дизайнерскими бюро, до сих пор являются отличительной чертой фирмы  «Boesendorfer». Результатами такого сотрудничества стали модели роялей «Ауди» и «Порше».

Вплоть до закрытия в 1913 году Людвиг Бёзендорфер руководил также вторым по важности концертным залом Вены – «Boesendorfer Saal». Зал, открытый в 1872 году и вмещавший 600 слушателей,  обладал великолепной акустикой. Здесь выступали все самые известные пианисты того времени – от Ференца Листа до Рихарда Штрауса. Всего в «Boesendorfer Saal» было дано более 4500 концертов.

К сожалению, знаменитый зал не дожил до наших дней – он был снесён в 1913 году.

 

Хаос войны и последующая реконструкция

Так как у Людвига Бёзендорфера не было наследников, в 1909 году он  продал компанию банкиру Карлу Хуттерштрассеру. Вскоре началась Первая Мировая война. Последующий распад Империи, неустойчивое экономическое и политическое состояние государства в послевоенное время, не дали возможность развить тот небывалый прогресс, который переживала фабрика Бёзендорфер в 19 веке. Только после 1945 года сыновья Карла Хуттерштрассера Александер и Вольфганг стали восстанавливать разрушенное в годы Второй Мировой войны производство.

В 1966 году компания была продана американскому концерну Кимбалл (Kimball), а в 1973 году фабрика переехала в город Винер Нойштадт (Wiener Neustadt), так как площадей в центре города не хватало для удовлетворения растущего производства.

 

В начале 21 века

В конце 2001 Бёзендорфер был куплен Австрийской банковской группой BAWAG/PSK.

В ноябре 2002 года компания получила специальный приз от федерального министерства экономики и труда – государственный знак внимания - Герб Австрии.

Фабрика «Бёзендорфер» продолжает дело, начатое Игнацем Бёзендорфером – создавать уникальные по звучанию австрийские фортепиано.

 

 

Как рождается звук

… или "когда б Вы знали ...."

Фабрика «Boesendorfer» находится в предместье Вены — Нойштадт Вена.

«Жаль, что не все могут видеть то, что видим сейчас мы».

Нам действительно повезло — мы воочию увидели, как рождается звук.

Если Вы думаете, что под пальцами музыканта, то это заблуждение. Звук рождается гораздо раньше. Он рождается в Альпийских лесах, где растут особые деревья - «непуганные». Только такие деревья подходят для волшебства. Мы сами это, к сожалению, не видели. Но нам кажется, что это должно выглядеть так.

Прежде чем попасть в обработку, отобранное для производства дерево должно хорошо просушиться. И не в сушильной камере, которая делает дерево хрупким, как стекло. Дерево сушится на улице на протяжении 3 — 5 лет.

 

И только для досушки высушенное на свежем воздухе дерево попадает в сушильную камеру.

 

А в это время «дозревает» рама. Мастера считают, что чугунная рама сразу же после отливки ещё не готова. Есть такое понятие «рама ещё «гуляет». Для того чтобы рама стала пригодна для дальнейшей работы, её, как и дерево, выдерживают на воздухе. Под навесом рамы выдерживаются от 6 месяцев до полутора лет.

 

Так как фабрика выпускает огромное количество различных моделей, которые отличаются друг от друга также и размерами, над каждой группой поставленных на «дозревание» рам вешается табличка с указанием размера будущего рояля.

После того, как дерево и рама готовы, собственно и начинается процесс рождения рояля. Все инструменты снабжают контрольным листом, на котором записана каждая операция, когда и кем она была выполнена и кем проверена. Порядок есть порядок!

 

Для каждого размера рамы существует специальное лекало, по которому проверяется точность расположения всех составляющих и отверстий рамы.

 

После этого рама передаётся на шлифовку. Глядя на индустриальную амуницию рабочего, трудно себе представить, что и он тоже принимает участие в волшебном процессе под названием «рождение звука».

 

После шлифовки рама обрабатывается специальным составом.

 

...А в это время идёт работа над подготовкой деревянных деталей рояля

Так выравнивается часть корпуса рояля.

 

А так выглядит наполовину собранный корпус рояля.

 

А это самая большая загадка. Кто из Вас знает, из чего делается изгиб рояля — обечайка? Думаем, мало кто сможет ответить. Оказалось, здесь нет ничего таинственного. Подготовленные дощечки скрепляются специальным (естественно, секретным) клеем. Они, казалось бы, скреплены между собой. Но, одновременно, остаётся и  общая гибкость этой своеобразной склеенной полосы.

 

Надо сказать, что на фабрике «Boesendorfer» работают настоящие мастера, которые с помощью совсем нехитрых инструментов, что называется, «на глаз» делают очень важную деталь, без которой рояль просто не будет звучать - штег. Это рейка из твёрдого дерева, служащая опорой для струн и передающая звук деке.

 

Сложность этой работы заключается в том, что чем выше регистр, тем мельче вертикальная резьба, и чем ниже — тем глубже. Это служит для того, чтобы дать струнам наибольшую свободу вибрации.

 

Это тоже «обыкновенное чудо» - настолько «набита рука» мастера, что для каждого штифта нужно одинаковое количество ударов молотком. Ну как тут не вспомнить подковавшего блоху Левшу?

 

А это святая святых — место, где дожидаются своего часа резонансный пол, а попросту говоря — дека. Те, кто связаны с фортепиано профессионально, хорошо знают, что дека — это одна из важнейших частей инструмента. Но также надо сказать, что это и одна из самых дорогих частей. Один квадратный метр резонансного пола стоит 5 000 €!

 

Когда корпус готов, на него примеряют раму.

 

Нам специально показали, как из той самой подготовленной склеенной гибкой ленты получается изгиб.

 

Сначала промазывается клеем (естественно секретным!) гибкая полоса.

 

Затем этим же клеем обрабатывается изгиб корпуса.

 

Гибкая полоса прикладывается к корпусу ...

 

и закрепляется специальными тисками.

 

В таком «зубастом» виде корпус будет стоять до тех пор, пока окончательно не высохнет клей, и дерево не примет нужную форму.

 

А в это время продолжается работа с рамой

 

В готовую раму вставляют «аграфы» - это специальные латунные винты с отверстиями, предназначенные для фиксации положения струн.

 


С помощью этой шкалы и лазерной указки работница фабрики проверяет точность установки аграфов.

 

Раньше для того, чтобы установить раму в уже полностью готовый корпус, нужно было 3-4 человека. Чугун всё-таки..... А сейчас это делает один работник с помощью очень простого механизма.

 

Так как клавиатура некоторых роялей «Boesendorfer» состоит не из 88 клавиш, а из 97, басовые струны фабрика традиционно делает сама.

 

А это уже готовые струны. Есть одна особенность — они сделаны из меди, поэтому их ни в коем случае нельзя трогать руками. Медь может окислиться и это повлияет на звук.

 

Мастер пропускает струны через аграфы и закрепляет их колками.

 

Так выглядят клавиши.

 

В этом зале из отдельных клавиш делают готовую клавиатуру для каждого рояля.

 

Клавиатура с молоточками.

 

А это, пожалуй, заключительный аккорд. Собственно, работа со звуком.

 

Этот молодой человек — ещё не рояльный техник, он пока ученик. Но то, как он работает, как рассказывает о своей работе, наводит на мысль, что даже ученики, работающие на фабрике «Boesendorfer», тоже волшебники. И ещё какие!

 

Последний этап работы связан с выравниваем звука всех струн рояля. Работа очень напряженная. Ничего конкретного, только ощущения. И полная концентрация. Напряжение глаз, слуха и рук. Обратите внимание на его бицепсы. Но молодой человек вовсе не ходит в тренажёрный зал. Всё очень просто. Клавиатура весит около 25 кг. Для того чтобы подготовить один рояль, необходимо минимум 400 раз выдвинуть и задвинуть незакреплённую клавиатуру. Путём нехитрых вычислений можно понять, что эта работа «весит» 10 тонн. На подготовку рояля уходит в среднем 3 дня. Следовательно, за один 8-часовой рабочий день (который, кстати, начинается в 6 утра!) рояльный техник передвигает более 3 тонн!!!

 

Несмотря на то, что технический прогресс ушёл далеко вперёд, волшебство всё ещё делается простыми инструментами.

 

А затем рояльный техник работает с каждым молоточком.

 

Мы не станем Вам рассказывать обо всех этапах производства рояля. Нам кажется, что самое интересное — это как раз то, из чего рождается звук. Мы были под огромным впечатлением от того, что увидели, и очень хотели поделиться этим с Вами. Надеемся, нам это удалось.

И напоследок — конечный продукт — рояли «Boesendorfer», который нам показали в городском салоне фирмы.

 


Рояли так называемой «консерваторской» серии.

 


Это уже рояли «штучные» - отделанные специальными породами дерева, с особым декором.

 


А это так называемая «моцартовская» серия — таких роялей ровно 27 (по количеству фортепианных концертов Моцарта).

 


Этот, например, посвящен 14-му концерту Ми-бемоль мажор, написанному в 1784 г.

 


На пюпитре каждого инструмента этой серии — силуэт Моцарта.

 

Если Вы хотите поподробнее узнать об удивительном мастерстве сотрудников компании "Boesendorfer" и и познакомиться  с современным дизайном роялей, добро пожаловать на сайт компании www.boesendorfer.com. А в следующих репортажах мы расскажем вам еще об одном интереснейшем и редком музыкальном инструменте - органе.

Вернуться к списку новостей