Александр ПознанскийСветлый тихий июньский вечер. Территория культурно-просветительского центра «Святодуховский» Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Из окон доносится музыка П.И.Чайковского. Знаменательное явление в истории русской культуры.
Многие известные люди, любители культуры пришли на концерт-встречу с автором книги историком, профессором Йельского университета (США) Александром Познанским по случаю издания в России Биографии П.И.Чайковского.

Александр Познанский родился в 1950 году в Выборге. С 1968 года жил в Ленинграде. Учился на историческом факультете Ленинградского государственного университета. В начале 1970-х годов участвовал в диссидентском движении, что стало причиной его вынужденной эмиграции на Запад в 1977 году. В настоящее время историк работает в Славянском и Восточно-Европейском отделе библиотеки Йельского университета в США. Среди его важных творческих работ: публикации  в «Новом журнале» (Нью-Йорк), «Русской мысли» (Париж). С 1980 года начал собирать материалы для биографии П. И. Чайковского. В 1988 году в американском музыковедческом журнале «19th Century Music» опубликовал статью «Tchaikovsky Suicide: Myth and Reality» («Самоубийство Чайковского: Миф и реальность»), в которой аргументировано опроверг появившиеся в Великобритании и США сенсационные слухи о якобы насильственной смерти композитора. В 1991 году в Нью-Йорке вышла биография композитора — «Tchaikovsky: The Quest for the Inner Man» («Чайковский: В поисках внутреннего „я“»). Книга стала событием в музыкальном мире Америки и Европы и несколько раз переиздавалась. Основываясь в своем исследовании на документальных материалах — многотомной переписке композитора и малодоступных мемуарах современников — автору удалось донести до читателя новый, не похожий на сложившийся за последние сто лет образ композитора. В 1996 году издательство Оксфордского университета в Англии издало еще одно документальное исследование Познанского об обстоятельствах внезапной кончины Чайковского: «Tchaikovsky’s Last Days» («Последние дни Чайковского»). В 1999 году вышел сборник «Tchaikovsky through Оthers’ Еyes» («Чайковский глазами современников») с подробными комментариями Познанского. Параллельно с этими проектами была начата работа над справочником по музыкальному, эпистолярному, иконографическому и библиографическому наследию Чайковского. Двухтомный справочник «The Tchaikovsky Handbook» (в соавторстве с Бретом Лангстоном) вышел в 2002 году и стал незаменимым пособием для многочисленных поклонников музыки Чайковского на Западе. Познанский является автором многих статей, посвященных различным аспектам жизни и творчества композитора, опубликованных в США, Великобритании, Голландии, Франции, Германии и Японии.

Петр Ильич ЧайковскийНо вернемся к петербургскому событию. В камерном концерте приняли участие ведущие российские музыканты: пианист, координатор музыкальной  программы Алексей Гориболь, певицы  Юлия Корпачева и Ирина Матаева (сопрано), скрипач Илья Иофф, а также лауреат XIV международного конкурса имени Чайковского талантливый молодой пианист Мирослав Култышев. 

Естественно, в орбите внимания новая работа, колоссальное исследование Александра Познанского Биографии П.И.Чайковского. Масштабная по полноте представленного материала биография композитора написана на основе его многотомной переписки и документов из российских и зарубежных архивов. Александр Познанский  посвятил  несколько десятков лет изучению жизни и творчества П. И. Чайковского.  Ранее в России были изданы труды Познанского о жизни русского гения: «Самоубийство Чайковского: миф и действительность» (Москва, 1993 год) и «Смерть Чайковского: легенды и факты» (Санкт-Петербург, 2007 год). Кропотливые творческие находки последних лет нашли отражение в новой биографии Чайковского. В издании Познанского впервые воссоздан подлинный облик Чайковского без глянца, ретуши и идеологии. Подробно описаны эпоха, среда и личные отношения композитора, и  даже прослежен его творческий путь. Особое внимание уделено малоизвестным фактам жизни: годам, проведенным в Училище правоведения, трагической истории женитьбы, сотрудничеству с меценаткой Н. Ф. фон Мекк, и обстоятельствам безвременной кончины. В книге, ограниченным тиражом 1100 экземпляров, воспроизведено около пятисот иллюстраций, многие из которых публикуются впервые. 

Как сказал главный редактор издательства «Вита Нова» Алексей Дмитренко эта книга Александра Познанского никогда не будет допечатываться, или переиздаваться. «Это принципиальная позиция нашего издательства со времен его основания», - считает Дмитренко.

Издательство «Вита Нова» основано в Санкт-Петербурге в 2000 году. Специализируется на выпуске малотиражных коллекционных изданий художественной литературы, а также биографических и литературоведческих книг. В создании книг принимают участие известные российские и зарубежные литературоведы, искусствоведы и художники. 

 

Александр Познанский  в  интервью радио Эхо Москвы в Санкт-Петербурге: 

Биография Чайковского«Мне кажется, главная задача биографа  создать именно такую биографию Чайковского, в которой он предстал бы узнаваемым человеком, как мы его воспринимаем в этом времени - в  XXI веке.

Первым биографом Чайковского был его брат - Модест Ильич Чайковский, который вначале  XX века издал три тома "Жизнеописание Петра Ильича Чайковского". Строго говоря, то, что Модест Ильич издал в трёх томах, тоже бы я бы строго назвал "материалы к биографии". Поскольку вначале то, что касается детства и первых лет жизни Чайковского, он стремился как-то обобщить и написать, так сказать, от третьего лица, то второй и третий тома он цитирует только письма Чайковского, сравнительно с небольшим комментарием. То есть, это было недостаточно. Читатели сами что-то домысливали, что-то дописывали, что-то передавали, возникла целая мифология вокруг Чайковского, причём она накапливалась годами, весь  XX век. И именно XX век создал очень странный парадоксальный образ Чайковского в российской, так сказать, биографии. С одной стороны - икона, лишённая всяких человеческих сторон, а на Западе - мучающийся от своих неортодоксальных сексуальных чувств, композитор, балансирующий на грани самоубийства. И вот эта  парадоксальная ситуация, которая сложилась, требовала какого-то разрешения. И как мне представляется, поэтому я где-то решил бороться со всем этим мифотворчеством, поскольку я ещё живу в Америке, и мне страшно это не нравилось. Я был возмущён до глубины души, когда начали появляться разные мифы о загадочной смерти Чайковского, о заговоре правоведов.

Сначала для музыковедческого журнала в Америке, затем целую книжку написал, по-русски издал и по-английски о последних днях Чайковского, в которой я доказываю день за днём, час за часом всё, что делал композитор, и где места для каких-то заговоров правоведов, и принятия яда и гибели Чайковского, таким образом, не осталось просто. Естественно, это произвело большой эффект на Западе, и что мне сейчас нравится, что в конце концов, они все приняли мою точку зрения и я, таким образом, в этой дискуссии победил. В которой, кстати, участвовала Нина Николаевна Берберова. Эта дискуссия вышла на страницы "Нью-Йорк Таймс", "Вашингтон Пост" и других уже газет таких, и даже жёлтой прессы.

Моя новая биография  основана на английской биографии, которая вышла уже в 1991-м  в Нью-Йорке, а затем в Англии, жизнеописание называлось: "Пётр Чайковский - гений чувства". А вот в этой биографии я решил привести все возможные факты, вот эту фигуру молчания снять, которую нам Модест Ильич, и то, что вот этот иконописный образ Чайковского, который нам советская биография принесла, и тоже каким-то образом разрушить все эти мифологии.

Я считаю, что любая научная биография,  должна быть основана, в первую очередь, на документах.  Причём, они должны быть анализированы, обработаны, поставлен исторически контекст, и естественно, они должны быть интерпретированы правильно. И в отношении Чайковского, биограф должен быть не только, скажем, хорошим историком, но и должен сопереживать человека на эмоциональном уровне. То есть для того, чтобы написать биографию Чайковского, мало быть одним историком, или собирателем фактов. Его нужно было ещё сопережить. То есть, в моём случае, я постарался настолько войти в образ Чайковского на всех уровнях, чтобы сопережить его все нюансы и нюансы его жизни. И естественно, связать некоторые нюансы его жизни с творчеством, потому что некоторые произведения, такие  как "Ромео и Джульетта", появившиеся позже, они связаны с каким-то биографическими конкретными фактами. 

Мне нравится издательство "Вита Нова" тем, что оно публикует наравне с документальными материалами большое количество фотографий. Я считаю, что фотографии или рисунки, связанные с любым персонажем историческим, неотделимая часть биографии. Это прекрасно сочетается с текстом, и чтобы понять человека, нужно смотреть ему в глаза. Вот Чайковский в своей иконографии очень часто неузнаваем - он другой, он меняется, меняется со временем, с настроением.  Большинство фотографий с Чайковским сохранилось, я составил целый каталог его фотографий для изданий. 

Уверен, что любая биография должна сопровождаться иллюстративным материалом, который наравне должен соответствовать  любому документальному тексту».

 

Выпуск программы "Вокалиссимо" с Любовью Казарновской, посвященный личной и творческой жизни Петра Ильича Чайковского

Вернуться к списку новостей