Два юбилея Йозефа Гайдна – 175 лет со дня рождения в позапрошлом году и нынешнее 200-летие со дня смерти – пожалуй, никто в России не отметил так широко, как Александр Рудин и его коллектив «Musica Viva».

Для них эти две даты стали, по сути, поводом к своеобразному марафону, посвященного отцу-основателю венского классицизма. Только за последние годы оркестр исполнил три крупных вокально-симфонических сочинения великого композитора – две оратории и мессу «Терезия», а так же провел целый фестиваль в Третьяковской галерее «Портрет Гайдна на фоне Вены». Сам дирижер откровенно признается, что этот автор является для него теперь наиболее важным и интересным, поскольку не полностью оценен и еще не до конца понят нашими современниками.

Александр Рудин: «Он мне наиболее близок, наиболее симпатичен, я всегда с удовольствием  играл его музыку. И вот теперь, когда все отмечают такой двойной юбилей, есть формальный повод поиграть то, что хочется. Его «Сотворение мира», например, носит необыкновенный, какой-то светлый характер. Такого, как мне кажется, нет  ни в творчестве Моцарта в такой степени, ни, тем более, у Бетховена - такого вот рефлектирующего гения».

В своих поисках утраченного Гайдна Александр Рудин регулярно обращается к помощи зарубежных музыкантов, специализирующихся на стилях барокко и раннего классицизма. Так было и на концерте, который состоялся на днях, 19 мая, в московском зале им. Чайковского, где партию хора исполнил ансамбль из Бельгии «Collegium Vocalе Gent». Ансамбль уже приезжал в нашу страну, но только с баховским репертуаром. Но на сей раз в величественных «Временах года» он выглядел слишком камерным и недостаточно мощным, что бы передать весь масштаб и пафос замысла композитора. 

 

 

Трое солистов раньше тоже уже сотрудничали с «Musica Viva», но теперь лишь одна Лидия Тойшер (сопрано из Германии) оказалась достойна роли Ганны. Ее яркая оперная харизма добавила в исполнение тот драматический элемент, которого явно не хватало обоим мужчинам – швейцарскому басу Штефану Маклауду и хорватскому тенору Крезимиру Спайшеру. Их барочная старинная и мягкая манера тоже, как и у хора, не очень вписывалась в монументальную канву оратории Гайдна, значительно снижая ее образный и эмоциональный потенциал.

Но в отдельных моментах произведения все же достигался необходимый баланс всех участников, соответствовавший красоте и величию последнего крупного творения композитора. Таковы финалы первой и второй половин сочинения, где поется «Слава Всевышнему» и, особенно, «Гимн солнца», который поется во второй части «Лето».

Итак, оркестр «Musica Viva» завершил свой юбилейный тридцатый сезон, ставший для него этапным на подъеме.

Вернуться к списку новостей