Последний апрельский день Пасхального марафона Валерий Гергиев посвятил одному из прекрасных уголков Карелии – малоизвестному городу Беломорску. Предыдущие несколько дней оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым слушали жители Великого Новгорода, Петрозаводска и Мурманска. Это – вторая северная часть региональных гастролей. Во многих городах Гергиев побывал с концертами впервые.

Разумеется, ежедневные изнурительные выступления и многочасовые переезды из одного регионального центра в другой не смогли не отразиться на качестве игры музыкантов. Суровый северный край, бесконечные просторы поморских лесов и озер, потрясающей красоты природа Карелии, так или иначе, связана с музыкой. Может быть, поэтому Гергиев решил выбрать для программы в Беломорске Первую симфонию финского классика Яна Сибелиуса.

Беломорск – один из уникальных городов русского севера. Очевидно, маэстро Гергиеву хотелось добавить немало ноток экстрима в это, и без того невероятное по своим масштабам, путешествие. 

Валерий Гергиев: «Беломорск – это город, в котором я никогда не бывал. Мы почему-то решили, что это не менее важно, чем концерты в столице, где публика гораздо больше имеет возможностей видеть замечательных артистов, слышать их лучшие программы… Но Беломорск – это тоже Россия. И для меня, и для коллектива это большая честь и очень интересное путешествие…»

Еще в Петрозаводске на пресс-конференции Гергиев заметил неподдельный интерес со стороны Карелии к Мариинскому театру. В Петрозаводске готовят хорошие кадры. В оркестре Мариинского театра играют многие музыканты родом из Карелии. Одной из важнейших составляющих Пасхального фестиваля являются общедоступные концерты. Концерт в Беломорске был благотворительный. Перед выступлением Валерий Гергиев посетил одну из жемчужин Поморья – знаменитые беломорские петроглифы – памятник федерального значения. Это выбивки на скалах, свидетельствующие о поселении древних людей еще в III-II тысячелетии до нашей эры.

Сразу после концерта в Беломорске музыканты отправились в родной Петербург. Там им предстояло два выступления. Мариинский театр – мощный творческий механизм, где одна премьера ежемесячно сменяет другую. И все это в рамках тематических фестивалей, которых у Гергиева за последнее время накопилось немало. Вот и к этому приезду музыкантов наметилась очередная премьера сезона – опера Моцарта «Свадьба Фигаро». Сценическое воплощение спектакля осуществил видный петербургский режиссер, художественный руководитель театра Зазеркалья Александр Петров. По его словам, одна из главных задач нынешней премьеры – способность увлечь любого зрителя в стихию жизнерадостной комедии Бомарше. Моцарт и Бомарше мистически созвучны в настоящее время.

Каждое театральное пространство это всегда осмысление процесса и его выстраивание. Странно и, в тоже время, современно было видеть на сцене концертного зала Мариинки бассейн, качели и цветочную оранжерею. В главных партиях спектакля были заняты Евгений Уланов (Граф Альмавива), Карина Чепурнова (Сюзанна) и Анастасия Калагина (Графиня). Примечательно и то, что Валерий Гергиев решил вернуть на Мариинскую сцену «Свадьбу Фигаро» Моцарта в русскоязычном варианте по либретто Петра Ильича Чайковского. 

Валерий Гергиев: «Решили включить в программу постановку «Свадьбы Фигаро» Моцарта в переводе Петра Ильича Чайковского. Конечно, многие даже не знают, что такой факт в биографии Чайковского можно констатировать. Но я опираюсь и на любовь Чайковского к музыке Моцарта, и на любовь России к европейской великой музыке. А так же, мне кажется, сегодня это будет востребовано. Я не думаю, что Чайковский это делал только для себя. Зачем такому занятому человеку как Чайковский переводить чье-то либретто? Он лучше свою симфонию напишет… Нет, он считал это важным, по-моему, для всей России, потому что переводил с итальянского на русский».

2 мая маэстро Гергиеву исполнилось 56 лет. Годы бегут очень быстро, порой не успеваешь и замечать как скоротечно проходит жизнь. Однако пространство времени Гергиева мало волнует. Неутомимый российский маэстро не привык расслабляться. Вот и очередной свой день рождения он решил встретить на сцене в кругу друзей, причем не в Москве, а в Петербурге. Многие музыканты прервали свой плотный концертный график для того, что бы выступить вместе с Гергиевым. Денис Мацуев специально прилетел из Чикаго, Анна Нетребко из Вены… В числе других гостей были Юрий Башмет, Родион Щедрин и Майя Плисецкая.

Программа гала-концерта до последних минут оставалась неясной, как это ни парадоксально. В результате зрителей ожидал концерт-сюрприз, который так и назывался «Маэстро Гергиев и его друзья». Анна Нетребко выступила с одной из коронных своих партий Виолетты из вердиевской «Травиаты».

Анна Нетребко: «Хорошая партия, непростая. Я как раз сейчас ее только что исполняла в Цюрихе и послезавтра у меня спектакль в Вене. Сегодня исполнила здесь. Репетиции не было – прямо с самолета. Все только приехали, и спонтанный получился такой концерт». 

Денис Мацуев исполнил с оркестром Мариинского театра Первый концерт Ференца Листа и финал Пятого фортепианного концерта Родиона Щедрина, который скоро услышат москвичи на закрытие Пасхального фестиваля. Спонтанность и непредвиденные моменты музицирования с Гергиевым Денис Мацуев искренне ценит.

Денис Мацуев: «За такой короткий период времени можно сделать очень многое. На самом деле я всегда говорил, что не нужно заниматься по десять часов, ну, может быть, кому-то и надо. Но кто-то успевает за два часа сделать то, что многие не успевают сделать за десять часов. Для меня это огромная честь и я безумно счастлив быть здесь, потому что общение с Гергиевым и с оркестром Мариинского театра это всегда нечто особенное, что-то специальное для артистов, для музыкантов оркестра. Несмотря на то, что его репетиции проходят в таком экстремальном режиме, но каждая репетиция, я бы сказал, это такой мини-спектакль, в котором ты становишься неким соучастником. Те сиюминутные моменты, которые возникают и на репетиции и на концерте, вот ради таких моментов стоит приезжать из Чикаго, с Северного полюса, откуда угодно…»

Следующий пункт высадки Мариинского оркестра Валерия Гергиева – это уже Закавказье. В течение двух дней артисты выступают в Ереване, причем с довольно разнообразной программой от сочинений русской и зарубежной классики до армянских опусов Арутюняна и Мирзояна. После Армении Гергиев улетит в Лондон, что бы выступить с Лондонским симфоническим оркестром, а 9 мая снова вернется в Москву на закрытие Пасхального фестиваля. В праздник Великой победы состоится традиционное выступление оркестра Мариинского театра на Поклонной горе. Ну а вечером на сцене Московского международного дома музыки состоится заключительный концерт, где будет исполнена Одиннадцатая симфония Дмитрия Шостаковича.

Вернуться к списку новостей