Эдуард Артемьев Почти 30 лет назад известному российскому композитору Эдуарду Артемьеву пришла мысль написать современную оперу по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Сегодня долгожданное произведение можно услышать в записи. И теперь главной задачей для создателей стоит то, что бы эта опера, наконец, увидела сцену.

Эдуард Артемьев очень разносторонний в художественном плане человек – он и кинокомпозитор, и музыкант, и признанный лидер электронной музыки. В новой опере он применил все свои навыки и умения, что придало произведению свежее современное звучание, сохранив при этом традиции русского классического оперного искусства.

В частности, сам Артемьев признается: «Без своего опыта в кино,  я никогда бы не написал такую оперу. Кино позволяет большие составы оркестра, различные миксы с электроникой. Вообще, жанр кино очень близок к драматическому и оперному действию. Он, собственно, оттуда и вышел».

Стоит отметить, что изначально оригинальная идея создания оперы пришла известному российскому кинорежиссеру Андрею Кончаловскому. Он то и предложил Артемьеву реализовать свою задумку. Композитор долго не решался взяться за столь сложную работу, осознавая «глыбу» гения Достоевского. Он начинал, бросал, снова начинал… Однако, когда окончательное решение было принято, вся основная работа была сделана за 2 года.  Потом опера была записана на домашней студии Эдуарда Артемьева, совместно с певцом Геннадием Трофимовым.

А дальше произошел один определяющий случай. Юрий Ряшенцев – поэт и один из авторов либретто – привел Вайнштейна Александра Львовича, который, услышав оперу, уже ни минуты не сомневался, что её надо делать. С этого момента, как говорит Эдуард Артемьев «началось второе рождение оперы».

Запись музыки была произведена на Мосфильме с большим оркестром, дирижером, электроникой и хором. Вайнштейн выступил продюсером проекта. Артемьеву он дал полную свободу: «Записывай так, как считаешь нужным, как ты себе это представляешь». – сказал он.

Опера состоит из двух актов. Первый акт – это рассказ о том, как Раскольников задумывает и совершает убийство. Во втором акте он признается в содеянном следователю Порфирию Петровичу. Особого внимания заслуживает тема любви Раскольникова к Соне – это поразительная лирическая часть оперы.

Несмотря на то, что можно с уверенностью говорить о том, что это произведение – совершенно русский материал, оно сделано на удивление современно. Как рассказывает сам Эдуард Артемьев, изначально было решено опираться на певческую культуру рока. И это действительно чувствуется. Здесь рок-культура прекрасно гармонирует с русским фольклором, одновременно придавая опере новизну звучания.

Замечательно так же и актерское исполнение. Все образы отточены до совершенства. «Я крайне удовлетворен тем, как все исполнили свои партии, - рассказывает Артемьев. - Главные герои для меня - просто счастье».  Одной из основных задач здесь было – не брать известных певцов, что бы избежать ассоциирования с их прежними ролями. Партии поют молодые талантливые исполнители, и им действительно веришь. Они настоящие, потому что родились из образов Достоевского. А главное, они поют с потрясающей энергетической эмоциональной отдачей, которая заряжает.

 

Премьера оперы "Преступление и наказание" на радио "Орфей".

Вернуться к списку новостей