Сегодня — 23 октября — исполняется 103 года со дня рождения Александра Шамильевича Мелик-Пашаева, великого оперного дирижера, который более 30 лет стоял за пультом Большого театра. До самой кончины он был его главным дирижером – и это были, наверное, самые блистательные, самые яркие годы за всю послевоенную историю театра. Его «Аида», «Борис Годунов», «Война и мир», «Кармен» — легендарные спектакли, которые до сих пор вспоминают все, кому посчастливилось их видеть. Когда в 54 году Большой вознамерился ставить «Фиделио» Бетховена – оперу, практически не имеющую исполнительских традиций на русской сцене – немецкий дирижер Герман Абендрот, который тогда был на гастролях в Москве и взялся продирижировать одним из спектаклей, был потрясен, как Мелик-Пашаев подготовил ее с русскими певцами. И, конечно же, одно из самых великих его созданий, одна из вершин – «Пиковая дама», где блистали лучшие из лучших Нэлепп, Лисициан, Вишневская…

В июне 1931-го года в Москве в Большом театре давали «Аиду». Казалось, все должно было быть как и всегда — спокойно, привычно и рутинно (древняя постановка, десятилетиями неменяющийся состав исполнителей). Новым лишь был дирижер. Он выглядел неприлично молодо — всего 26!, был строен, подтянут, элегантен и артистичен. Интрига состояла в том, что этого молодого человека практически никто не знал. На том спектакле присутствовал патриарх Большого, «гроза музыкантов»– главный дирижер Вячеслав Сук, и «Аида» была его любимым детищем. Все ждали шекспировских страстей, тем паче, что на календаре стояло 13 число. Однако вместо «бури» родилась легенда. Об этом — в выпусках «Темы дня» в 9.00, 12.00, 16.00 и 18.00.

Вернуться к списку новостей